Найти тему
Флагман-ньюс

Крупнейшая по числу жертв катастрофа на речном транспорте случилась 40 лет назад

Речь об аварии с теплоходом "Александр Суворов", которая случилась 5 июня 1983 года под Ульяновском. До сих пор ходит много слухов и домыслов, почему это произошло.

Этот теплоход обслуживал в основном круизы, купленные по профсоюзным путевкам. И доставались они, как правило, простым людям, не чиновникам или партийным функционерам.

В этот раз на борту оказались шахтеры из Донбасса, но были и сибиряки, и кавказцы. Всего набралось 343 (по другим данным - 349) пассажира - полная посадка. Прибавим к ним еще 96 членов экипажа.

Теплоход следовал по маршруту Ростов-на-Дону - Москва, и стоянки в Ульяновске не предусматривалось.

В тот злополучный день сошлось сразу несколько роковых обстоятельств. На верхней палубе показывали художественный фильм, и в кинозале сидело около 200 пассажиров.

В тот же вечер свой день рождения отмечала судовой повар. И по одной из версий, команда не сразу среагировала на происходящее, поскольку находилась в одном из внутренних помещений.

В восемь вечера теплоход на полном ходу приближался к мосту через Волгу. В это же время к мосту направлялся товарный состав, перевозивший бревна, зерно и даже цистерну с бензином.

По одной из версий, береговой диспетчер ввел в заблуждение штурмана, назвав высоту пролета 13,8 м, что достаточно для прохождения судна. В рулевой рубке были старпом и рулевой. Капитан отдыхал, готовясь к ночной вахте.

В то же время, из-за особенностей рельефа ульяновский мост имел наклон с правого берега к левому. По этой причине суда проходили под мостом под правым пролетом, то есть там, где мост находился наиболее высоко над водой.

Теплоход же на полной скорости несся под шестой, несудоходный пролет. Буквально несколько секунд - и стальной настил срезал верхнюю палубу с отдыхающими...

Потерявшие опору на мосту вагоны грузового поезда начали сыпаться углем и бревнами прямо на людей. К счастью, цистерна с бензином при падении застряла в перекрытиях моста - в противном случае от пожара бы не спасся никто.

Не будем живописать все ужасы катастрофы, которую прибывшие на место медики и силовики назвали "мясорубкой": отрубленные руки, ноги, головы, обезображенные тела...

Всего погибшими признали 176 человек, среди которых были штурман и рулевой судна. В живых остались 266, но 54 из них попали в больницы.

Капитана теплохода, отдыхавшего в своей каюте, от сильного удара вышвырнуло за борт. Впоследствии на суде ему вменили в вину то, что он не участвовал в спасении пострадавших.

Основной причиной произошедшего назвали халатность экипажа. В первую очередь, конечно, тех, кто находился в рубке и погиб, - старпома и рулевого.

Однако ситуацию осложняло то, что на мосту не было зажжено сигнальных огней. Об этом рассказывали свидетели. А на шестом пролете, через который ''Суворов'' по своим габаритам никак пройти не мог, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая очертаниями сигнальный щит, обозначавший судоходный пролет. И рулевой по своей неопытности мог попросту ошибиться.

Как бы то ни было, цена ошибки была очень велика - 176 жизней. Капитана теплохода суд приговорил к десяти годам заключения. Правда, отсидел он только шесть, тяжело переживал произошедшее, вышел больным человеком и вскоре умер от инфаркта.

В 1999 году на Куйбышевской железной дороге в память о погибших на «Александре Суворове» был установлен крест.

Что касается самого теплохода, то его после трагедии отогнали в город Горький (Нижний Новгород), где он восстанавливался и вскоре вернулся к круизам.

В 2008 году с ним произошел еще один казус, когда «Александр Суворов» с почти 300 пассажирами бортом задел шлюз Канала имени Москвы. Вышла из строя система управления судна, движение застопорилось. Правда, пострадавших не было.

После этой истории руководство круизной компании "Волга-Флот-Тур", эксплуатировавшей тогда судно, всерьез намеревалось переименовать теплоход с непростой судьбой. Однако этого так и не было сделано.

Справка. "Александр Суворов" был построен в 1981 году на верфи в городе Комарно, Чехословакия. Готовое судно передали в Волго-Донское речное пароходство, где оно и эксплуатировалось до катастрофы 1983 года. В апреле 1984 года теплоход поступил в Волжское объединенное речное пароходство, город Горький. С 2012 года «Александр Суворов» эксплуатируется компанией "ВодоходЪ".