Бревет "Княжеский погост"
В последние дни мне тяжело писать, говорить и делать что-либо. Девять дней назад в бою на СВО погиб мой друг, поэт и писатель Николай Попов.
Говорят, о мертвых либо хорошо, либо ничего. В оригинале эта фраза звучит иначе: либо хорошо, либо ничего кроме правды.
Мне легко говорить о нем правду. Коля был, наверное, одним из самых добрых людей, которых я встречала в жизни. Не "натужно" правильным (от мозгов), а по-настоящему добрым. От сердца. От Бога.
Рядом с ним было как-то очень очевидно, что доброта - это дар.
Он горячо вступался за тех, кого обижали даже заочно. С ним было тепло и комфортно очень разным людям. Нам хорошо, когда нас принимают такими, какие мы есть - неидеальными, не гениальными, уставшими. Иногда - злыми и запутавшимися. Он принимал. Всех.
Я не слышала, чтобы он хоть раз говорил о ком-то плохо. Зато неоднократно видела, как он затыкал любителей сквернословить за спиной.
Коля был русским солдатом. Я бы даже сказала, витязем - тем самым сказочным воином, которого с победой ждет родина и любимая женщина.
Он всегда и во всем, каждой своей строчкой, каждым делом - был за родину. Не только словом, но и делом - первой его войной была чеченская. Вторая его война, на которую он отправился добровольцем, забрала его от нас. Это стало горем и ударом для всех, кто знал его.
Я узнала о его смерти накануне бревета. И первым моим импульсом было отказаться от 400-ки. Какие, к черту, могут быть покатушки, когда на войне гибнут друзья.
А потом я вспомнила слова другого близкого человека, которого тоже забрал у меня этот год. "Если не знаешь, что сделать, сделай что-нибудь хорошее".
Мне нечем уравновесить Колин подвиг, потому что он равен жизни, он равен скорби десятков людей, любящих его. Все, что я могу - посвятить его памяти эти 400 км и весь оставшийся сезон.
Он не был велосипедистом. Но однажды у нас был непростой разговор, который был очень нужен мне. И он написал мне: "Карабинская, знаешь ты или нет, но твои стихи и твои велозаезды - это подвиг. Потому что ты вдохновляешь людей".
Он никогда не врал. Подозреваю, что просто не умел.
А раз так - Коля, эти 400 и все, что еще случится проехать в этом году, я посвящаю тебе и твоим ненаписанным текстам.
Вечной памяти русского воина Николая Попова.
Бревет "Княжеский погост". 400 км.
Старт. Ухта
Традиционную 400-ку Ухта и Сыктывкар ехали двумя независимыми маршрутами. К нашим сыктывкарским легионерам присоединились рандоннеры из кировского клуба "Сотня", а мы, ухтинцы, ехали своей "ударной тройкой" - Михаил и Алик Истомины, а еще я.
Название бревета определено точкой разворота. Русский вариант названия населенного пункта Емва (с Коми - "священная река") - Княжпогост.
Поехали!
400 км на Севере - это непревзойденный способ обгореть и замерзнуть меньше, чем за сутки. Забегая вперед, скажу, что оба пункта с успехом выполнены.
Это при том, что в отличии от прошлогодней 400-ки эта баловала нас по-настоящему летней погодой от самого старта. Так что единственная остановка на пути к поселку Чиньяворык была нужна моим спутникам, чтобы снять с себя все лишнее. Когда я была против мужского стриптиза? Да никогда!
КП-1. Чиньяворык. 70 км от старта
Я много писала про Чиньяворык. Главным образом - про отличную кухню в кафе "Маяк". Но ведь сила правил - в исключениях, не так ли?
Все 70 км до первого КП меня подтачивала мысль, что большой бревет по хорошей погоде - это не к добру. Две ложки куриной лапши вполне подтвердили этот тезис. Суп испортился минимум за сутки до нас. Впрочем, плохую еду оперативно заменили хорошей, так что ни одного рандоннера не пострадало.
Впереди - долгие 130 км, а значит, еда и ее качество имеют решающее значение. А по жаркой погоде еще и гидрация. Поэтому мы съедаем и выпиваем все, что лезет. И катим дальше.
Говорят, Север - это про контрасты.
Во-первых, конечно, климат. Экстремально высокие дневные температуры летом могут перемежаться столь же экстремально низкими ночными. Равнинный рельеф на протяжении долгих десятков километров может сменяться участками крутых перепадов высот. А еще - дорога. Вернее, ее качество.
В районе Синдора (130 км от старта) федеральная трасса Р-25 выглядит так, как будто ее точечно и прицельно бомбили.
В какой-то момент меня, объезжающую очередную серию ям, закидывает за край дороги, и княжеский погост едва не становится и моим погостом тоже. Все, что я успеваю подумать: "Чччееееееррррт, я же завалю Алика!!!" - но случается истинное Божье чудо и я выравниваю велик. Даю себе слово ехать максимально осторожно на проблемных участках.
КП-2. Разворот. 200 км от старта
Ура, экватор путешествия. Средняя ок, не стыдно засветить.
Истомины тоже отлично сохранились, вот они:
Самое сложное на нашей 400 в южном направлении - это проехать МИМО кафе, намотать нужный объем в сторону Сыктывкара, и только потом вернуться. Но мы справились.
КП-3. Кафе в Емве. 215 км от старта
Штатный рандоннерский бардак вместо тысячи слов:
Когда люди устают, они начинают все делать мееееедленно-медленно, замечали? А время наоборот начинает течь предательски быстро.
Поэтому мы всего-то половину меню успели съесть, а час уже прошел. Бывай, Емва. Мы еще вернемся.
У обратного пути всегда есть веское преимущество - он обратный. Тем более, что нам везет с ветром. Максимально везет. Его нет.
Поэтому бОльшую часть пути я еду рядом с Михаилом, который добросовестно развлекает меня историями. Когда есть силы, я киваю.
Потом Миша переключает режим с выхода на вход, то есть включает наушники и слушает музыку. И начинает то ли подпевать, то ли звать на помощь. Предпочитаю первый вариант, потому что помочь человеку, добровольно едущему 400 км на велосипеде, я точно не могу.
Однако, холодает. Пару раз останавливаемся, чтобы одеться.
На самом деле, я очень не люблю остановки между КП. Даже после самой незначительной паузы нужны дополнительные ресурсы, чтобы возобновить движение и восстановить темп. Короче говоря, да - я начинаю уставать. И тут Михаил внезапно вклинивается в мой внутренний монолог: "блин, до сих пор не понимаю, как ехал 400 км зимой против ветра..."
Сразу вспоминаю, что это всего лишь рядовая летняя 400, а впереди еще 600 и 1000. Так что все ерунда.
КП-4. Чиньяворык. 330 км от старта
Оказывается, в кафе "Норд" тоже живет котик, но он от меня сбег. Поэтому фото ниже не то чтобы несет смысл, но символизирует единство.
Опять поражаюсь бегу времени. А еще, когда стартуем, - холоду. Разница с дневной температурой (кстати, здорово ощущаю подпаленные руки и ноги) - более 20 градусов, так что я с трудом преодолеваю желание сразу же надеть на себя все, что взяла с собой. Предостерег только опыт - понимаю, что запарюсь в подъемы. А подъемов будет много. Безотказная рандоннерская примета: чем сильнее устал, тем больше подъемов.
Впрочем, есть еще одна примета, и она тоже в силе: чем холоднее, тем больше спусков.
Самый триумфальный из них - первый Гэрдъельский. При нулевом ветре он длится 6 секунд (скорость около 60 км/ч), и эти 6 секунд как будто окунают тебя в ледяную воду - температура в низине порядка +4. Пролетаем сумасшедшей красоты виды, все эти туманы в полях, живописные спуски и т.д. - даю слово как-нибудь все это запечатлеть, но не тогда, когда меня ощутимо трясет.
В общем, наверное, с прошлогодней 1000 я такой трепетной любовью к подъемам не дышала.
Начиная с Водного (20 км от городов) - никаких сюрпризов, температура выровнялась. А потом мы наконец просто въехали в город.
Фото не мое, но это мой любимый ракурс.
До самого финиша на Комсомольской площади ощущения слегка сюрреалистические. Я-то, например, уже вполне смирилась с тем, что бревет никогда не закончится...
А он закончился.
Финиш. Ухта. 405 км от старта.
Основные выводы:
1. Учла резкий перепад температур, с экипировкой угадала. С собой была база Craft и термокофта из шерсти мериноса (не надевала), теплая мембранная куртка, удлинители (ногова) - тоже шерстяные. Возможно, зря не взяла с собой теплые перчатки, но не сказала бы, что руки успели замерзнуть.
2. Зря забыла крем от загара, еще более зря - не намазалась перед стартом, подгорела.
3. В который раз убедилась, что решает не километраж, а погода. Конкретно - ветер. Вся группа на последнем контрольном пункте за 70 км до финиша была заметно бодрее, чем на 300.
4. Вопрос гидрации там, где есть перегон 130 км без кафе при температуре выше 20 градусов - краеугольный. Практика, когда волонтеры ныкали для нас пару 5-литровых канистр воды в районе Весляны была отличной.
5. С едой надо максимально осторожно даже в проверенных кафешках. Если в обычной ситуации организм может справиться, то под нагрузкой отравление чревато последствиями куда более тяжелыми, чем сход.
Бревет посвящается памяти Николая Попова