Найти тему
Татьяна Норовкова

Дядя Леша

Перевалив за полтинник я стала вспоминать прошлое. Нет, у меня еще все впереди, достижения, путешествия, интересные знакомства, большая любовь. Во всяком случае я очень хочу в это верить. Почему бы нет, ведь пенсионный возраст увеличили на пять лет, что это, если не официальное признание продления молодости, или, хотя бы, активного периода жизни.

Но пятьдесят лет это, по любому, полвека. Время подвести итоги. Итоги моих пятидесяти лет не очень утешительны. Я обитаю в квартире, оставшейся от бабушки, мой брак закончился разводом, правда, у меня замечательные дети. Но старший сын уехал в Питер, там и женился, детей пока нет. Младший сын живет с девушкой, я, если честно, от нее не в восторге, но ему только двадцать и жениться он пока, вроде, не собирается.

В общем, как ни верти, но особых достижений в моей жизни нет. Зато я свободна и предоставлена самой себе. Меня не слишком обременяет быт, как, впрочем, и деньги. Я один из винтиков в громоздком механизме системы пенсионного обеспечения.

Из этого можно сделать вывод, что доходов больших у меня в жизни не случилось, и пенсия, увы, будет в лучшем случае, скромной. Может быть, поэтому я в последнее время вспоминаю прошлое, и с высоты прожит лет смотрю на события и на людей из моей жизни.

Кто-то когда-то произвел на меня впечатление, вызвал восторг и желание подражать, кто-то промелькнул незаметной тенью, оставив жалкие крохи воспоминаний. Странно, но некоторые из восхищавших меня в свое время людей на поверку оказался пустышками, просто блестящими фантиками. А некоторые из теней, те, кого я почти не замечала, обладали, как я поняла уже с возрастом, большим сердцем. Одним из таких людей был дядя Леша.

Дядя Лёша - это наш сосед по площадке, муж тети Гали. Когда мне было, наверное, года четыре, тетя Галя, полная, говорливая, по своему добрая, но при этом хитроватая женщина, поехала летом к себе на родину, в маленький городок на юго-западе России. Вернулась она через месяц, но не одна, а с дядей Лешей.

Он был ее юношеской симпатией, что-то у них тогда не заладилось. И вот когда им было уже под сорок, они встретились и решили соединить свои судьбы. Понятно, что все это я, в силу возраста, не могла помнить, историю появления на нашем этаже дяди Леши мне спустя время рассказала моя мама.

Я плохо помню дядю Лешу. Мне вспоминается щупловатый мужчина с небольшими карими глазами и темным кудрявым, каким-то «казачьим» чубом. Когда я была ребенком, он был мне не интересен, больше всех соседей меня занимали блондинка с яркими красными губами и длинными пергидрольными волосами, и маленькая пухленькая старушка, владелица пуделя знавшего разные команды. Мой интерес был несколько корыстен, в то время я мечтала о таких волосах и собаке.

Дядю Лешу я почти не знала. Из нашей семьи с ним больше всего общался мой папа. Помню, что дядя Леша был заядлым рыбаком, и часто приносил нам часть своего улова. В нашей семье больше ели мясо или курицу, а мама очень не любила чистить рыбу. Как-то случилось, что в очередном улове было много колючих ершей, и мама, кроме слов благодарности сказала, что исколола в процессе чистки рыбы все руки. После этого дядя Леша приносил нам уже почищенную рыбу.

Нет, мы не пользовались его добротой, мой папа, славившийся среди соседей золотыми руками, часто помогал ему в каких-то домашних переделках или ремонтных работах. Но когда надо было забрать из пункта проката ламповый цветной телевизор, родители обратились за помощью к дяде Леше. Этого монстра, завязанного старое покрывало, он тащил вместе с моим папой. Кажется, дядя Леша вообще никому и никогда не отказывал в помощи.

Тетя Галя не особо ценила приобретенного мужа. Частенько она за глаза называла его «мой пьяница», хотя пьяницей дядя Леша никогда не был. Выпивал иногда рюмочку-две в праздники или по какому-нибудь поводу, но не больше, чем любой мужчина в его цехе. Для дома дядя Леша был человеком полезным, копал дачу, таскал в рюкзаке урожай, делал простой посильный ремонт, убирал двор во время субботников, снабжал семью свежей рыбой.

Только он был не из тех мужчин, о которых говорят «добытчик». Дядя Леша честно отдавал тете Гале зарплату, не искал «шабашек», не умел доставать дефицит, в общем, был простым мужиком. Жена его, работавшая буфетчицей, всегда имела к зарплате «приварок». Думаю, что отсутствие в семейном бюджете «приварка» со стороны мужа ее сильно печалило. Зато дядя Леша был необидчив, обладал покладистым характером и добрым сердцем.

Мне было тогда лет десять-одиннадцать, я стояла у подъезда и жала маму. В тот хмурый слякотный ноябрьский день в нашем дворе лежал какой-то пьянчужка. Люди торопливо и безразлично проходили мимо. Дядя Леша не прошел, он поднял его, поправил его шарф, застегнул на нем пальто, и положил пьяного до бессознательного состояния человека на лавочку.

Моя мама, выходившая в это время из подъезда, с укоризной посмотрела на испачканные перчатки и куртку дяди Леши. Перехватив ее взгляд, почти извиняющимся тоном наш сосед сказал:

- Простудится он на холодной земле, тоже ведь человек.

Тетя Галя рассталась с дядей Лешей после семи или восьми лет семейной жизни. В это время ее дочери Нельке исполнилось лет пятнадцать, она начала дурить, и порядочно тогда, да и потом тоже помотала нервы тете Гале. У Нельки начались конфликты с дядей Лешей, в которых ее мать безоговорочно приняла сторону дочери. В общем, по этой или по какой-то другой причине тетя Галя подала на развод.

Потом наша соседка клялась всеми святыми, что причиной расставания с мужем стала ее слепая материнская любовь к Нельке. Хотя за несколько месяцев до ее развода на нашей площадке появился разведенный мужчина, вроде бы отставной военный, яко бы даже полковник. Мой папа, симпатизировавший дяде Леше, говорил, что тетя Галя положила глаз на нового соседа.

Мама, пыталась спорить с папой, утверждая, что женщиной двигала только забота о ребенке. Но спорила она как-то вяло, точно в глубине души разделяла папину точку зрения. Как бы там не было, с появлением этого якобы полковника тетя Галя сшила пару новых платьев и постоянно угощала нового соседа пирожками, ватрушками и фруктами с дачи. Хотя, она многих угощала, во всяком случае, я с удовольствием ела принесенную ею клубнику и яблоки.

Делить дядя Леша ничего не стал, квартиру его жена получила еще до брака с ним, и он просто выписался с занимаемой жилплощади без возражений, скандалов и разменов. Я не знаю, были ли сделаны какие-то крупные совместные покупки, почти уверена, что были, но дядя Леша ни на что не претендовал. Таких людей как он издавна называют бессребрениками.

У дяди Леши были велосипед и ящик с инструментами, дорогими его сердцу молотками, пассатижами и плоскозубцами. В какой-то день, в отсутствие моих родителей, тетя Галя притащила на наш балкон велосипед дяди Леши и коробку с его железками. Женщина решила не оставлять бывшему супругу этих предметов роскоши.

Пришедшая с работы мама в недоумении посмотрела на новый интерьер нашего балкона. Папа утратил всякую лояльность к тете Гале и велел ей все забирать, куда она хочет. Тогда женщина перепрятала это добро у какой-то соседки, не лишенной женской солидарности. Что бы закрыть эту тему скажу, что велосипед тетя Галя потом продала, тогда, в эпоху дефицита, покупатель нашелся быстро, а инструменты оставила у себя, наверное, на долгую память.

Дядя Леша уехал к себе, в маленький провинциальный городок, названия которого я никогда не знала. За плечами у него был видавший виды рюкзак, в одной руке потертый чемодан, а в другой рыболовные снасти. Вот такой жалкий итог семейной жизни. Он зашел попрощаться к моим родителям, в тот вечер мы ужинали молча, настроения ни у кого не было.

Через несколько дней тетя Галя плача, рассказала моей маме, что, уже уходя, при прощании дядя Леша дал ей сорок рублей со словами:

- Ты Галя, возьми. Тебе до зарплаты еще дней десять жить, у тебя, наверное, денег нет.

И тетя Галя взяла, хотя у нее была сберкнижка с приятной суммой. Правда узнали мы об этом в начале девяностых, когда она жаловалась, что ее деньги сгорели, как и у многих других. В ее случае это, наверное, можно назвать законом бумеранга.

Потом тетя Галя часто жалела о своем скоропалительном разводе, замуж она больше не вышла, а мужская рука на даче и в доме была ох как нужна. Примерно через год дядя Леша прислал письмо моим родителям. Из него мы узнали, что наш бывший сосед встретил хорошую женщину, и они стали жить вместе. Я искренне надеюсь, что это действительно так.