В Исх. 11:7 сказано: «У всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим». В Современном Переводе конец предложения звучит так: «…даже и собака на них не залает».
Египетские семьи ждали удар десятой казни — смерть первенцев. Моисей сказал: «И будет вопль великий по всей земле египетской, какого не бывало и какого не будет более» (Исх. 11:6). Когда все это будет происходить, израильтяне не пострадают; их не напугает даже собачий лай. Альтернативное понимание стихов 6 и 7 предлагает одна английская версия Библии: «И будет вопль великий по всей земле египетской… Во всем же Израиле ни звука не будет слышно от человека или зверя, и даже собака не залает, дабы вы знали, какое различие делает Господь между египтянами и между израильтянами».
Главная мысль ясна: Господь делает различие между Египтом и Израилем. Конечно, различие между Египтом и Израилем Господь делал не только в десятой казни. Израильтяне, помимо смерти первенцев (Исх. 11:7; 12:13), избежали также нашествия песьих мух (8:21-23), моровой язвы скота (9:4), града (9:26), тьмы (10:23).
То, что Бог пощадил Израиль, доказывало фараону, что израильтяне были Господним народом и что если у них такой могущественный Бог, то фараон должен отпустить их. Это также демонстрировало израильтянам Божью любовь и заботу о них. Раз Бог пощадил их, раз «даже и собака на них не залаяла», значит они должны ощущать себя «особенными». Да они и были особенными — такими особенными, что Бог сделал «различие… между египтянами и между израильтянами».
БОГ ДЕЛАЛ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СВОИМ И ДРУГИМИ НАРОДАМИ
В Ветхом Завете Бог продолжал «делать различие» между Израилем и другими народами. Он обещал дать Израилю особые благословения, если они будут слушать Его повеления (Лев. 26; Втор. 27; 28). Бог исполнил эти обещания, обеспечивая их пищей и водой в пустыне, давая Израилю победу (например, в завоевании Ханаана) и защищая Свой народ от врагов (см., например, 4 Цар. 19:35-37).
Но Бог также спрашивал с Израиля за особые привилегии, которые имел народ; с этими большими привилегиями пришли и большие обязанности. Если народ будет гордиться привилегиями, но не будет исполнять обязанности (как в дни Иеремии [Иер. 7]), он будет проклят. Так, в конце концов, и произошло. В результате оба царства, и северное (Израиль) и южное (Иудея), были разрушены. Тем не менее, все, кто сталкивался с Израилем в ветхозаветные времена, могли ясно видеть, что Бог делал различие: Израиль был Божьим избранным народом.
БОГ И СЕГОДНЯ ДЕЛАЕТ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СВОИМИ И ДРУГИМИ
Бог ныне не делает различий между людьми в вопросе спасения (Деян. 10:34, 35), ну а как в других случаях? Имеют ли христиане Божье обетование, что, когда весь остальной мир тяжко стонет, на нас «даже и собака… не залает»? Могут ли христиане рассчитывать на безмятежную жизнь, благословленную Богом, защищенную от тех бед, которые в этом мире испытывают другие?
Хотелось бы, чтобы это было так. Может показаться, что ветхозаветные и новозаветные стихи обещают благополучие и здоровье тем, кто исполняет Господню волю. Некоторые эти Писания истолковывают как обещание, что христиане никогда не столкнутся с проблемами, какие бывают у неверующих. Некоторые проповедники обещают подобное, проповедуя евангелие «здоровья и богатства». Однако наш опыт учит нас, что сегодня Божий народ не огражден от несчастий и страданий, общих для всего человечества. Ближе присмотревшись к Писаниям, мы увидим, что ни в Ветхом, ни Новом Заветах нет никакого абсолютного обещания «здоровья и богатства» для верующих. Праведный Иов страдал. Если совершенный человек Иисус был распят, если первые христиане подвергались мученической смерти, если благословения, которыми обладают следующие за Христом, сопровождаются гонениями (Мк. 10:29-31), почему мы надеемся избежать проблем и страданий?
Бог действительно делает различие между Своими и другими, но Его благословения — духовные. Сегодня мы, как когда-то был Израиль, «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2:9). Церковь составлена из спасенных (Деян. 2:47; см. 1 Кор. 12:13; Еф. 5:23). Христос возлюбил церковь и умер за нее (Еф. 5:23-25). Никакая другая группа не может заявить о себе такое! Да, Бог «делает различие» сегодня: человек либо в церкви, потому что спасен, либо не в церкви и не спасен.
Тем, кто в церкви, Бог обещает провиденциальную заботу, помощь при искушении, услышанные молитвы, постоянное прощение и другие благословения. Хотя Бог и не ограждает нас от проблем только лишь потому, что мы христиане, Он всегда готов помочь нам и дать утешение. Он не оставляет Своих верных последователей в трудные времена.
Вместе с Его благословениями приходят и обязанности (1 Пет. 2:9, 10). Мы не можем радоваться благословениям, забывая при этом об обязанностях, или ожидать дальнейших благословений, если постоянно игнорируем эти обязанности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог проиллюстрировал защиту, которую даст Своему народу, заверив их в том, что, когда весь Египет будет рыдать, у израильтян даже «не пошевелит пес языком своим». Христиане могут рассчитывать на аналогичное обещание: в вечности — за пределами небес, по ту сторону огромной пропасти — будет вопль и скрежет зубов. В самом же небесном граде «смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Отк. 21:4). Не будет даже угрожающего собачьего лая, который нарушил бы покой находящихся в нем. Если вы в церкви, то ваш путь лежит в этот город.