Найти в Дзене
Экран Души

«Доводы рассудка» Кэрри Крэкнелла (2022). Как обрести независимость в зависимости или алгоритмы решения «женского вопроса" по Джейн Остин

Это история о невозможной мечте многих людей – вернуть прошлое и исправить там свои ошибки. В романе Джейн Остин 1816 года и его достойнейшей кинокопии Кэрри Крэкнелла 2022 года эта мечта сбывается. Я бы перевёл название романа «Persuasion» как «Внушение» или, по крайней мере, «Ложные доводы рассудка». Как изменить судьбу забытой любимым девушки, которая разбила ему сердце 8 лет назад, отказав ему, бедному матросу, по совету сердобольной тётушки? Теперь он отважный капитан английского фрегата и состоятельный жених, решивший навестить знакомые места и, возможно, взять в дальнее плавание свою единственную, не её. Дакота Джонсон великолепно сыграла изящно слабую, но очень уверенную в своих чувствах женщину, которая улыбается изнутри и почти всегда обращает свой глубокий тёплый взгляд на зрителя, хотя в её улыбке и чувствуется печаль незаслуженной потери. Netflixбесследно разрушает в этом фильме все стереотипы о «цветных» актёрах, снимающихся в классических литературных экранизациях. Фильм
«Всё, что написано мужчинами о женщинах, должно быть поставлено под сомнение, ибо мужчина – одновременно и судья, и сторона в процессе… (на право уникальной идентичности)». Франсуа Пулен де ля Барр
«Всё, что написано мужчинами о женщинах, должно быть поставлено под сомнение, ибо мужчина – одновременно и судья, и сторона в процессе… (на право уникальной идентичности)». Франсуа Пулен де ля Барр

Это история о невозможной мечте многих людей – вернуть прошлое и исправить там свои ошибки. В романе Джейн Остин 1816 года и его достойнейшей кинокопии Кэрри Крэкнелла 2022 года эта мечта сбывается. Я бы перевёл название романа «Persuasion» как «Внушение» или, по крайней мере, «Ложные доводы рассудка».

Как изменить судьбу забытой любимым девушки, которая разбила ему сердце 8 лет назад, отказав ему, бедному матросу, по совету сердобольной тётушки? Теперь он отважный капитан английского фрегата и состоятельный жених, решивший навестить знакомые места и, возможно, взять в дальнее плавание свою единственную, не её.

Дакота Джонсон великолепно сыграла изящно слабую, но очень уверенную в своих чувствах женщину, которая улыбается изнутри и почти всегда обращает свой глубокий тёплый взгляд на зрителя, хотя в её улыбке и чувствуется печаль незаслуженной потери.

Netflixбесследно разрушает в этом фильме все стереотипы о «цветных» актёрах, снимающихся в классических литературных экранизациях. Фильм полон юмора, удивительных режиссёрских трюков и увлекательной полифонии характеров.

Фредерик Вентворт (Космо Джарвис) навсегда овладел сердцем Энн Эллиот (Дакота Джонсон). Это мужчина, уверенный в своём росте, в осуществлении своей свободы через постоянное преодоление внутренних и социальных границ. Но и в обрамлении гордых и грозных стихий в нём живёт благородное рыцарское сердце. «Он слышит, когда говорит женщина, полностью погружаясь в беседу и наполняя собой пространство», - говорит о нём Энн своей наивной золовке.

Теперь отвергнутый когда-то из-за своего низкого положения Фредерик вернулся героем и в Энн как яд проникло осознание покорности и смирения как ошибки, граничащей со смертельным пороком.

У Энн никогда не было существования-для-себя. Её мнение в семье никого не интересовало. Выбор для неё отсутствовал как линия горизонта. Помимо внушения ей женской роли, «функции» в мужском мире, её лишили даже простого понимания своей рабской зависимости от патриархальной системы обусловленной экономической безопасности, поместив её в кукольный домик вечного вчера.

Миссис Рассел, принятая в семье полусводня, была искренно не способна понять, что измерить чужое счастье нет никакой возможности. Но не только фатальный внушенный отказ от бескорыстной любви формирует главный конфликт романа. Здесь целый океан подавления доверчивой и не приспособленной к борьбе женской природы. Ведь легче всего объявить счастливым (или заслуженным) положение, которое хочешь навязать другому. В частности, обрекая кого-то на застой, её объявляют счастливой под тем предлогом, что счастье – это стабильность, удалённость от рисков неопределенности и превратностей судьбы.

Английская патриархальная семья – это маленькая ярмарка тщеславия (отец, его окружение и сёстры Энн), модель суетности, обезличенной номинальной женственности: «Кому нужна любовь, если надо думать о серьёзном?»

Одиозный эгоизм отца Энн – это классовая болезнь высокомерной увядшей аристократии, навязывающей свои уродливые стереотипы живому женскому и, увы, подчинённому, окружению: «Иной взгляд на вещи их сути не изменит». Мастера ЛОЖНЫХ «доводов рассудка», самовлюблённые ценители иерархических незаслуженных достоинств, всегда были и остаются врагами сердечной восприимчивости, природной мудрости и женского доверия, вселяющих мужество и силу в своих избранников.

Финал фильма – это завершённый круг, начинающийся с маленькой ключевой в фильме сцены с женой арендатора-адмирала, сестрой Вентворта: «Лучшие годы своей жизни я провела на борту корабля со своим капитаном».

Развитым людям свойственно стремление стать воплощением некоего образца. Особенно это касается женщин. В литературном изображении Джейн Остин женщина – это не определённый типаж и не скульптурный характер, а разновекторное проявление истинной природной женственности в той или иной жизненной ситуации, требующей душевного отклика. Писательница во всех своих романах пытается внести ясность во внутренний мир своих героинь, а не прояснить их положение относительно заинтересованных в их решениях мужчин и тогда ещё слишком мужского общества в целом.

Основополагающим выводом последнего романа Джейн Остин, меняющим патриархальный смысл социальной реальности, является то, что не только женщина видит себя через мужчину, но и мужчина мыслит себя через женщину, возвышая и себя и её в своём подлинном предназначении – парной взаимопроникающей субъектности.