9,5K подписчиков

Советские фильмы, как пример того, что прекрасные актеры - еще не залог успеха

10K прочитали

Увидела любопытный отзыв к фильмам Гайдая: «Эти комедии стали культовыми только из-за того, что в них снимались Никулин, Вицин, Демьяненко, Яковлев и другие великолепные актеры. А снялись бы менее талантливые люди и фильмы смотреть было бы невозможно» (из рецензии на Кинопоиске). Такое мнение встречаю не первый раз – некоторые зрители уверены, что хорошие фильмы в первую очередь создают актеры.

Я с такой точкой зрения не согласна. У меня есть любимые фильмы , игра в которых снялись нелюбимые актеры (к примеру, мне не нравится, как играет Демьяненко, Боярский, Доронина – но фильмы с ними могу пересматривать снова и снова). И в то же время есть примеры кино, где собрано целое созвездие артистов-гениев, а смотреть невозможно. Сейчас расскажу о некоторых таких неудачных (на мой взгляд) фильмов, которых не смогли спасти артисты высшего ранга.

«Как мы искали Тишку»

Фильм 1970 года. Я его смотрела два раза и после каждого просмотра благополучно забывала, настолько он мне кажется проходным. Помню его в общих чертах. Да и честно помнить там не особо есть что. Весь фильм мальчик, добрый доктор, бабушка и милиционер разыскивают пропавшего медвежонка.

Часть афиши "Как мы искали Тишку"
Часть афиши "Как мы искали Тишку"

Море всякие нелепостей, которые мне трудно оправдать жанром «детское кино». Взять хотя бы тот факт, что папа-геолог приволок медведя жить вместе с его семьей в квартиру. И от этого решения – куча бед и для медвежонка, и для окружающих людей. Шутки в фильме очень простенькие. Казалось бы фильм мог бы стать шедевром за счет актеров, ведь состав – ну просто «конфетка». Вицин предстает в необычной для себя роли милиционера. Яншин исполняет идеально подходящего под него Айболита. Рина Зеленая – очаровательная и смешная бабушка главного героя. Селезнева прекрасно сыграла воспитательницу. К их игре нет ни малейшей претензии, но беда в том, что в этом кино нет потребности в сильной игре, слов у всех героев – кот наплакал.

«Дача»

Комедия 1973 года. Лидия Смирнова, Людмила Шагалова, Клара Лучко, Евстигнеев, Гурченко, Папанов, Табаков, Басов, Юматов, Макагонова… От такого актерского состава аж голова кругом. Казалось бы – можно только на одну игру этих мэтров смотреть и наслаждаться. Но у меня не получилось этого сделать. Весь фильм в голове вертелась лишь мысль – как такие артисты согласились снимать в фильме со столь слабым сценарием.

Увидела любопытный отзыв к фильмам Гайдая: «Эти комедии стали культовыми только из-за того, что в них снимались Никулин, Вицин, Демьяненко, Яковлев и другие великолепные актеры.-2

Мне совершенно не понравилась история с пропавшими деньгами, которые нужны были героям на дачу. Сочувствия герои не вызывали. Не скажу, что фильм совсем плох – он по-своему добрый и с правильными моральными ориентирами. Но он мне кажется каким-то безликим, что парадоксально при таком звездном составе.

Кстати, ради интереса посмотрела, а как этот фильм восприняли люди в 1973 году – по идея, глядя на афишу, граждане должны были бежать в кинотеатр. Интересно же. Но видимо сработало сарафанное радио – первые зрители посмотрели и дальше не советовали идти в кино своим знакомым. В итоге фильм оказался аж на 31 месте в списке показываемых в 1973 году фильмов – это очень плохой результат.

«Ключ»

Фильм 1980 года. Сюжет мне кажется весьма интересным: молодоженам-строителям вручают на комсомольской свадьбе ключи от квартиры. Но вот ирония – ключи им выдали в качестве «показухи», на самом деле дом еще не достроен. Молодые в отчаянии решают устроить показательную месть и поселились в кабинете секретаря комитета комсомола стройки. Есть в истории социальная острота, некий экскурс в проблемы своего времени (напоминает «Гараж» Рязанова). Вполне мог ведь фильм стать почти культовым. Да и актеры тому способствовали – Цыплакова, Изотов, Шлыков, Щербаков, Дюжева, Носик, Бурков, Талызина. Не имена, а актерская мощь!

Кадр из фильма "Ключ"
Кадр из фильма "Ключ"

Но послевкусие от фильма неприятное. Ощущение, что история шаталась, шаталась, да к концу и рассыпалась, словно карточный домик. Проблема мне кажется в режиссере – у него в руках были все инструменты для нормального кино, а он их не смог расположить в правильном порядке и скрепить между собой.

«Сто грамм для храбрости»

Комедия 1976 года. Только послушайте, какой актерский состав: Юрий Кузьменков, Юрий Белов, Рина Зеленая, Михаил Светин, Владимир Басов, Валентина Титова, Александр Белявский, Татьяна Васильева, Борислав Брондуков. Но увы, актеры тут и рады бы стараться и играть от души – но из грязи конфетку не слепить, какие бы ловкие руки не имелись. Фильм состоит из трех новелл, посвященных дурным привычкам.

Момент из фильма
Момент из фильма

Слишком много морализаторства, поданного «в доб» – оно сквозит из всех щелей фильма. Злоупотребляющих людей ничего в фильме не насмешит и за ум взяться не заставит. Зрителей, у которых есть близкие с подобными проблемами, могут быть оскорбленными, так как их трудности показываются как «кривляния». Незнакомые с проблемой граждане лишь неприязненно поморщатся от несмешных ситуаций. Вот такое мое мнение.

Само собой, поделилась исключительно личными ощущениями от перечисленных комедий. Никому ничего не навязываю и понимаю, что мнения могут отличаться.

Интересно, а у вас есть в примере фильмы, которые вы не любите даже не смотря на невероятно сильный актерский состав? Смотрите такое кино и удивляетесь, как эти артисты согласились сниматься в подобной «халтуре»?