У своей горловины Кубано-Тебердинское ущелье встречает целым городом причудливых скал. Среди его нерукотворных зданий главным видится Шоана - грузная отвесная скала, похожая на зиккурат.
Её дальний от дороги склон когда-то был обжит и плотно застроен, но всё, что осталось от древнего селения - храм на южной (на кадре выше - левой) стороне горы:
Хорошо заметный либо с другой стороны долины, либо с грунтовой дороги, ведущей непосредственно на Шоану:
Под этим храмом в 1870 году обосновались прихожане: безземельные осетинские крестьяне из Нарского ущелья. Их привёл сюда старый прапорщик Леван Хетагуров, чей сын Коста остался в истории крупнейшим осетинским поэтом, а в 1906 году, болея чахоткой, вернулся в отцовский дом умирать.
Бывшее Георгиевско-Осетинское, в 1939 году ставшее Селом имени Косты Хетагурова (3 тыс. жит.), и тянется по долине у подножья Шоана. Там продают осетинские пироги, а у начала подъём расположен кувандон - святилище осетинской народной религии, обращённое к Уастырджи, или Святому Георгию.
На другом берегу Кубани - аул Новый Карачай, основанный в 1909 году уже карачаевским переселенцами с верховий и до 1926 году называвшийся Воронцово-Карачаевский в честь наместника Иллариона Воронцова-Дашкова. Дальше по нашему берегу, под вычурной скалой Сказка - русский шахтёрский Орджоникидзевский (2,9 тыс. жителей), основанный в 1939 году, а в постсоветскую эпоху потерявший оба своих определения. Тем не менее, там находится огромный Мемориал защитникам перевалов Кавказа (1968), о котором я не так давно писал отдельную статью.
Напротив же - самый южный черкесский аул Хумара (1,8 тыс. жителей), до 1925 года - Абуковский. Его основал в 1825 году повздоривший с братом пши (князь-черкес) Алий Абуков, а в 1835 к нему присоседились аху (князья-абазины) Ногай и Саральп Лоовы. Над Хумарой - Калеж-гора с идеальной плоской вершиной, где тысячу лет назад стоял город Схимар - один из немногих в Алании, чьё название сохранила история.
Аланы, кочевавшие в предгорьях - одна из вариаций бесчисленных племён Турана, родня всех этих скифов, саков и сарматов. К горам их прижали в 4-5 веках гунны, с которыми часть племён ушла на запад, оставив немало следов от Венгрии до Туниса. Грузины, армяне, персы, византийцы знали алан как воинственных кочевников, которых боялись, но породниться с ними, женив царевича на дочери вождя, считали благом.
Лучше всего с аланами договаривалась Византия, их руками державшая Санчарский (за Архызом) и Клухорский (в конце этого ущелья) перевалы, позволявшие вести торговлю по Шёлковому пути в обход главного врага - Сасанидской Персии. Однако в 650-х, почти одновременно, с юга и севера явились два народа, полностью изменившие здешний расклад - арабы и хазары. Первые покорили Иран, а вторые, воспользовавшись суматохой, перекрыли Шёлковый путь и взяли под опеку остров Абескун, факторию державших трансевразийскую торговлю еврейских купцов-раданитов. Да так, что сами подались в иудейство...
В 715-20 годах аланская конница не удержала натиск огромного и прекрасно организованного арабского войска, но тот прорыв через Клухорский перевал оказался лишь разведкой боем. Аланский ос-багатар (великий князь), оценив соотношение сил, пошёл на поклон к хазарскому беку (а фактическим главой каганата был не сугубо церемониальный каган-язычник, а именно бек-иудей), и вот Хазария, взамен дав аланам надёжный тыл, взяла под контроль последние перевалы Кавказа. Тогда, в 722 году, видимо и был основан Схимар - первоначально хазарская крепость, с которой явно была как-то связана Шоана.
Алания окрепла под хазарским протекторатом, став, несмотря на малолюдье, богатым и обширным государством в предгорных степях. Степи эти пахали ираноязычные аланы и вайнахи - тогда мирный народ покорённых багатарами предгорий. Перевалы охраняла аланская конница в 30 тысяч клинков - одна из самых боеспособных в мире, а в степи по условной (ибо государств за ней не было) границе ходили половцы, имевшие с керкендаджем (верховным правителем алан) негласный договор набегать на кого угодно, но только не на него.
С упадком Хазарии Алания вновь сблизилась с Византией: в 916 году её государь Атан был крещён, а с гибелью каганата в 968 году керкендадж получил от василевса особый титул экскусиократор - "властодержец". Однако на пути сближения были свои преграды: так, в 932 году керкендадж Амбалан вновь принял протекторат Хазарии и погнал со своего двора греческих клириков.
Рискну предположить, что в середине 10 века в Алания была охвачена вялотекущей гражданской войной между провизантийскими и прохазарскими алдарами (землевладельцами) и багатарами (военной аристократией), и вероятно примерно тогда на Шоан-горе возник христианский анти-Схимар. Ну а храм мог увенчать его и позже: как считается, строили церковь местные каменщики по образцу (но в 2 с лишним раза уменьшив) Северного храма в Нижнем Архызе - крупнейшей и главной (там была кафедра Аланской епархии) из аланских церквей.
По сравнению с древнейшими церквями Руси этот храм может быть старше на 50-100 лет, может быть ровесником, но - точно не моложе: расцветом Алании, как и Руси, стал 11 век, да и причины были схожие - оба государства развивались в сфере влияния Византии как важные звенья её международной торговли.
Упадок Константинополя подкосил и Киев, и Магас: в 12 веке обе страны погрязли в междоусобицах, а в 13-м были добиты монголами. У Руси, правда, с Золотой Ордой отношения были уже не столь однозначны, а Тамерлан, разгромив Орду, и вовсе нам невзначай помог. Аланию же топтали и те, и другие, и именно Хромой Тимур в 1395 году окончательно стёр её с карты. Выжившие нашли убежище в горах, и те же карачаевцы и балкарцы - это потомки половцев и ассимилированных ими ираноязычных алан.
Ну а Россия в последующие века овладела землями всех стран, участвовавших в тех событиях. Верхняя Кубань отошла белому царю в 1828 году по очередному миру с Османской империей, но ещё четверть века ушло на разгром непокорных адыг - по итогам Кавказской войны большая часть их племён ушла в Турцию.
В 1860-х годах здешние горы почти опустели, так что совсем немудрено переселение на Кубань осетин. Заброшенную церковь на скале, чьё изначальное посвящение вряд ли будет когда-то установлено, они привели в порядок и освятили в честь Святого Георгия.
В 1889 году Шоана стала скитом Александро-Афонского монастыря, организованного тогда на Зеленчукских храмах, но и тот был разорён уже в Гражданскую войну. Храм вновь впал в запустение, а приглядывали за ним тайком всё те же осетины.
Думаю, вы заметили, что на прошлых (не архивных) кадрах Шоанинский храм то белый, то бежевый. Фото сделаны в один день: в 2007 году местные жители своими силами провели реставрацию церкви и побелили апсидную часть, обращённую на село. За отрогом, куда приводит дорога - ещё один небольшой алтарь Святого Георгия:
Подъём к храму - мимо заброшенных корпусов монастыря, с такой кладкой похожих на аланские руины:
Вероятно, молились тут и греки - но уже не византийцы, а переселенцы из Пятигорья: по дороге внизу, сильно постаравшись, можно доехать в соседнюю долину речки Аксуат, где с 1864 года стоит село Хасаут-Греческое.
Больше всего Шоанинский храм впечатляет своим расположением - на узком отроге он сидит, словно птица на жёрдочке:
На кадре выше - западный фасад, с которого у большинства православных церквей главные ворота:
Лестница приводит на столь тесную площадку, что самого храма с неё не увидеть - лишь прохладная тень у его северной стены. Войти в церковь Георгия-на-Шоане можно только с боков:
Внутри - лишь серый камень да иконы, принесённые неравнодушными людьми. На стенах, теоретически, сохранилось множество надписей греческим, грузинским, армянским алфавитами, арабицей и кириллицей - наиболее заметны, конечно, последние, как под куполом на кадре выше. Ещё - тамги карачаевских родов, но ничего этого разглядеть у меня не получилось.
Пройдя миниатюрный (9 на 12,5 метров) храм насквозь, попадаешь на узкий гребень, в 2013 году дополненный мостиком и беседкой, с которой открывается потрясающий вид. Поглядим теперь по сторонам - против часовой стрелки (каждый следующий вид - левее предыдущего):
Ложбина за Шоаном представляет собой "каменный город" с хорошо заметным "чёртовым пальцем":
Около храма - руины ещё одного монастырского корпуса 1890-х годов:
Беседка, по совместительству звонница, здорово смотрится на фоне далёких гор:
К которым тянется живописный лесистый каньон речки Большая Шоана:
Внизу раскинулась Осетиновка - так, для краткости, в обиходе называют Село имени Косты Хетагурова:
Незаметно переходящее в Карачаевск, который выдают неожиданно опрятные цеха инструментального завода (1964). Его соседям - заводам ЖБИ и конденсаторов, - повезло куда меньше: на крышах и площадках подрастает лес. На заднем плане же - заречное предместье Мара-Аягъы (то есть Нижняя Мара), основанное в 1927 году как колхоз, где в 1935 году началась ещё и добыча угля. Закрыли шахты, как я понимаю, ещё при Советах, но ближе к левому верхнему углу кадра можно разглядеть зарастающие отвалы да утлые бараки горняцкого посёлка:
Порог на Кубани между Осетиновкой и Новым Карачаем:
Посреди Осетиновки - школа, и в местной Аллее Славы чудятся не красноармейцы, а багатары и взирающий на них с постамента экскусиократор/керкендадж. Например, Дургулель Великий, с которым в 11 веке был связан расцвет Алании, или Ос-Багатар, в годы ордынских набегов предпринявший последнюю попутку спасти государство, отвоевав новые земли у грузин за горами.
У подножья Шоана - карачаевское мусульманское кладбище, а на его фоне - православный крест. Хотя по крови преемники алан - также карачаевцы и балкарцы, а по самосознанию - ещё и ингуши, всё же ближе всего к аланам именно ираноязычные христиане осетины. Их село под древней церковью - возрождённая живая Алания: