Найти тему
Ёлка Тренд

С пыльной полки в лидеры кинопроката: как снимали новогодний фильм «Карнавальная ночь»

Для россиянина Новый год – не праздник, если по телевизору не покажут один из главных фильмов об этом торжестве, а именно «Карнавальную ночь», который в одно мгновение сделал звезд из никому неизвестной студентки и юного режиссера-документалиста. Давайте вспомним, как снимали «Карнавальную ночь» в материале Ёлка Тренд.

Снимать «Карнавальную ночь» молодой и малоизвестный на тот момент Эльдар Рязанов даже не думал. Он только что закончил работу над картиной «Весенние голоса» и подал заявку на постановку фильма «Встречи на Камчатке». Вместо этого директор «Мосфильма» Иван Пырьев настоял на том, чтобы Рязанов снял пылившуюся на полке комедию по сценарию Б. Ласкина и В. Полякова. Как ни пытался настоять Рязанов, ему всучили «Карнавальную ночь», а он мысленно приготовился к провалу.

Сценарий был, мягко говоря, так себе, не кино, а эстрадное обозрение. Рязанову пришлось спешно браться за режиссерский сценарий, хотя это могло и не спасти положение. Рязанов решил придать действию такую стремительность, чтобы зритель не заметил никаких несоответствий.

-2

Главным героем картины должен был стать бюрократ Серафим Иванович Огурцов, а вовсе не воздушная Леночка Крылова. Именно Огурцов должен был двигать сюжет и придавать картине злободневности. На эту роль Рязанов выбрал Петра Константинова, однако вновь вмешался Пырьев и приказал: роль Огурцова должен играть Игорь Ильинский. Это распоряжение вызвало у Рязанова панику. Ильинский был классиком искусства, и мог запросто навязывать свои решения режиссеру. Рязанов молился, чтобы читавший сценарий Ильинский отказался, однако этого не произошло, а пророчества Рязанова не сбылись. Ильинский оказался человеком редкостной интеллигентности и внимательно отнесся к видению молодого режиссера. Позже Рязанов и Ильинский вместе досочинили образ Огурцова именно в том виде, в котором мы увидели его на экране. Этот Огурцов стал бюрократом новой формации: инициативным, открытым, простым и при этом полным дураком.

-3

Не приди на роль Леночки Крыловой Людмила Гурченко, зритель, возможно, и не воспринял бы ее как главную героиню, ведь в сценарии эта роль, по сути, никакая. Надо сказать, что Гурченко на первых пробах провалилась, причем не по своей вине. Ее задачей было создать образ молодой привлекательной девушки. Гурченко спела песню Лолиты Торрес из картины «Возраст любви», причем, в отличие от конкуренток, не под фонограмму, а сама. Но на беду Гурченко наспех снял один из помощников оператора, сделав все настолько плохо, что ее кандидатура даже не рассматривалась на худсовете. Однако вмешался счастливый случай в лице все того же Пырьева.

Пырьев столкнулся с Гурченко в коридорах «Мосфильма», где она, вприпрыжку, шелестя юбками, летела к нему навстречу с выражением восторга на лице. Пырьев невольно замер и залюбовался, а когда Гурченко подошла, попросил «не хлопотать лицом» и спросил, где видел ее раньше. Гурченко, позабыв о правильном произношении, которое вдалбливали ей в институте, выдала с харьковским акцентом, что была на пробах у Рязанова. Пырьев велел ей идти следом, умоляя не прыгать и не вертеться. Приведя Гурченко в павильон, он велел хорошо снять ее опытного оператора. Так Людмила Марковна стала главной звездой «Карнавальной ночи».

Пырьев действительно был ангелом-хранителем «Карнавальной ночи» и очень верил в этот фильм, потому и так опекал Рязанова, отсматривал каждый эпизод и велел переснимать, если тот казался ему неудачным. Например, первую сцену в кабинете Огурцова переснимали трижды, а если эпизод был снят хорошо, всегда хвалил Рязанова. Рязанов бунтовал, применял против Пырьева его же тактику, демонстративно со всем соглашался, но снимал по-своему. Однако Пырьев его быстро раскусил и добивался своего.

Однажды композитор Анатолий Лепин написал для фильма песню, Гурченко спела ее, но Пырьев песню забраковал, однако велел использовать мелодию, а песню приберечь для другого фильма. Музыка же в «Карнавальной ночи» осталась в эпизоде «Танца с зонтиками».

«Песню о хорошем настроении» Гурченко записала отдельно от оркестра, слушая оркестр под простейший наушник. Смотреть на это чудо сбежались все работники звукоцеха.

-4

В фильме было много импровизации, например, эпизод с горе-лектором по астрономии. Тогда, в 50-х, действительно среди лекторов было много халтурщиков, готовых говорить где угодно и что угодно, лишь бы платили. Так что лектор был взят из жизни. На его роль пригласили Сергея Филиппова, а он сразу согласился.

Худсовету фильм не понравился категорически, они, посмотрев его фрагменты, велели доснять и забыть, как страшный сон. С этим был не согласен Пырьев, который верил в Рязанова. Только благодаря его поддержке, Рязанова не сменили на другого режиссера.

-5

Съемки завершились за рекордные по тем временам 5 месяцев. Никакой рекламы у фильма не было. В прокат ее выпустили 28 декабря 1956 года. Успех был колоссальным. Чтобы попасть на сеанс, зрители стояли в очереди несколько часов. Критики единодушно решили, что в СССР наконец-то появился режиссер, умеющий снимать комедии.

А вам нравится фильм «Карнавальная ночь»? Подпишитесь на наш Дзен, и мы расскажем вам о съемках других новогодних и рождественских фильмах. Например, здесь мы рассказали, как снимался фильм «Приходи на меня посмотреть». А еще у нас прошла новая битва елок, и вы можете проголосовать за понравившуюся.