Найти тему
Архивариус Кот

«Жизнь обитателей российского ''зверинца''»

К.Е.Блохина и Д.Н.Солодовник в ролях Мигачёвой и Елеси
К.Е.Блохина и Д.Н.Солодовник в ролях Мигачёвой и Елеси

(«Не было ни гроша, да вдруг алтын»)

Кажется, о домочадцах Крутицкого сказано всё. Но ведь в пьесе действуют и ещё две семьи, обитающие по соседству. Это мещанка Домна Евсигневна Мигачёва (почти полная тёзка Белотеловой) с сыном Елесей и «купец-лавочник» Истукарий Лупыч Епишкин, как говорили в старину, «со чады и домочадцы». С этими московскими обывателями связана комическая линия пьесы, обрисованы они автором очень выразительно и представляют собой весьма показательную картину.

Как, я думаю, мои читатели помнят, действие пьесы разворачивается «на самом краю Москвы». Здесь и обитают помянутые лица. Мигачёва с сыном живёт в одноэтажном деревянном доме («один дом, да и тот валится»), еле сводит концы с концами, сдавая комнаты жильцам: «Четверо жильцов, а что в них проку-то!» Дом заложен,«процент одолел». Нет средств даже на требуемую квартальным надзирателем покраску забора.

Мигачёва очень любопытна, всё знает о тех, кто живёт рядом. Именно она будет рассказывать и о прошлом Крутицкого, и о горькой судьбе Насти.

А главная её забота — беспутный сын - «так, какая-то балалайка бесструнная. Ну, еще по дому кой-что хозяйничает, а уж на стороне достать что-нибудь, на это разуму у него нет». Помощник в доме он неважный: хотя «и подбелит, и подкрасит, и подколотит», но «вдруг провалится, неизвестно куда. Синиц по огородам ловит, рыбу на Москве-реке ловит; а тут его, как на грех, нужно». Поэтому с матерью у него постоянно «война» - «ну, и пошла баталия».

На первый взгляд Елеся кажется просто легкомысленным лоботрясом, чем-то похожим на Мишеньку Бальзаминова (ещё больше это сходство проявится в сцене любовного объяснения, но об этом позже), беспечно распевающим: «Чижик-пыжик у ворот, воробушек маленький», и прекрасно понимающим материальное положение семьи - «Нам ведь серебряных подков не покупать, потому у нас и лошадей нет... Нам теперь с вами какой-нибудь двугривенный дороже каменного моста». Именно поэтому он из последних сил будет цепляться за найденный свёрток с деньгами Крутицкого: «Живого в землю закопайте, не отдам. Мне третья часть следует. Дом заложен, на сторону валится, маменька бедствует. Долго ль нам ещё страдать-то? Нам Бог послал. Нет, уж это на что же похоже! Не троньте меня, грубить стану». И, кстати, получив желанное, будет, конечно, ликовать:«Вот теперь мы как миллионщики жить будем»,- но на слова матери «Есть-таки разница»ответит: «Никакой, те же двадцать четыре часа в сутки». Не будет, как Мишенька, мечтать о плаще с бархатной подкладкой или о лошадях.

А.В.Коршунов в роли Елеси
А.В.Коршунов в роли Елеси

Невозможно без смеха слушать или читать его объяснения с матерью. Вот, например, он задумывается, где достать вожделенный двугривенный:

«Елеся. Сейчас умом раскину…

Мигачёва. Каким умом, каким умом? Наказанье ты мое, данное! Дурак ведь ты у меня круглый, наказанье ты мое.

Елеся. Что ж, что дурак, маменька? Видно, родом так.

Мигачёва. Да отец-то был у тебя умный.

Елеся. Я, маменька, не в отца.

Мигачёва (берёт ухват). В мать, что ли? Дурак, дурак! Непочтительный! Неуважительный! Супротивник ты для всего настоящего, что по закону требовается».

Или же его восхитительные угрозы: «Нет, вы, маменька, такими словами не шутите! Такие-то слова своему детищу надо осторожно. Вы знаете, можно человека и в тоску вогнать... А в тоске куда ж человеку? Одно средство — в Москву-реку... Прочитают вам в ''Полицейских ведомостях''… Найдено тело неизвестного человека… ''Юноша цветущих лет, прекрасной наружности''. И тут же еще добавлено: ''так видно, что по неприятностям от родителев''».

Водевильная практически сцена завершится великолепным финалом, когда, загнав сына домой, матушка забудет на улице ухват, а на напоминание ответит: «Ах, извините! Я, знаете, по своей горячности, замечталась очень, вот какое невежество на улицу принесла».

Казалось бы, звёзд с неба не хватающие, но вполне симпатичные люди. Мигачёва ещё и упрекнёт Крутицкого: «Эх, Михей Михеич, племянницу-то вы голодом заморили... Хоть бы вы побаловали её чем-нибудь, так, малость».

Сцена из спектакля Малого театра
Сцена из спектакля Малого театра

Однако же есть эпизоды, где мы увидим совсем другую Мигачёву. Конечно, можно объяснить простым любопытством её просьбу посмотреть то самое свидетельство на бедную невесту («Позвольте бумажку, полюбопытствовать!» - «Да на что вам? Ведь вы читать не умеете». - «Всё-таки интересно, помилуйте!») и практически требование «Ну, матушка Анна Тихоновна, рассказывайте!» Несомненно, всё происходящее для неё своего рода бесплатный спектакль — обратится же она к сыну: «Елеся, Елеся, погляди! Ведут её, бедную, как овечку. Ах, как интересно!»

Но вот затем, когда в гости к Насте придёт Баклушин, а все соседи будут всячески издеваться над девушкой, думается, никакого оправдания быть не может. Видимо, именно в расчёте на интересное зрелище Мигачёва сначала проявит вроде бы и заботу — в ответ на просьбу «одолжить самоварчик»с готовностью ответит: «После трудов-то хотите чайку напиться? Это хорошо. Извольте, извольте! Уж я и посуду свою дам, и столик. Елеся, Елеся!.. Вынеси столик сюда и чайник с чашками да поставь самовар. Накрой вон там, у крылечка, да поскорей поворачивайся!» И даже одолжит свой «ковровый платочек» на плечи накинуть. Но тут же упомянет и истинную причину своих забот: «Ещё чего не нужно ли? Хоть весь дом возьмите, Анна Тихоновна, я на это женщина простая, только уж расскажите, не томите! Измаялась!»

Однако получив желаемое, тут же изменит своё отношение; ещё больше будет раздражать соседей приход Баклушина («Ишь, блаженствуют! Ну, не обида это?»). Из диалога с Епишкиной мы ясно узнаем их намерения:

«Мигачёва. Набрали Христа-ради да и закутили.

Фетинья. Я слушаю да только помалчиваю. С чем сообразно: сами милостыню просят, а жених благородный, видишь ты, хорошей фамилии.

Мигачёва. Да, может, он не знает их похождениев-то.

Фетинья. А вот надо с них форс-то сшибить.

Мигачева. Это даже и оченно можно».

И устроят они безобразную сцену, в которой действия Елеси, чистящего сюртук возле чайного стола, ещё можно попытаться объяснить, как Настя, его «малоумием». Он, похоже, и сам не до конца понимает, насколько оскорбительно его поведение: «Елеся, вы бы дома сертук-то чистили». - «Очень нужно дома-то пылить... Ничего-с, кушайте чай, вы мне не мешаете». И потом простодушно похвастается: «Уж и сертучок, Настасья Сергевна... Красота! Великонек немножко, да не перешивать же! Авось вырасту; что доброе-то портить!»

Но вот матушка его ни на минуту не даст отдохнуть от унижений: «Чай да сахар всей компании. Ох, не очень ли важно вы расселись-то». А чуть позже, увидев, что Баклушин, хоть и смутился, но никуда не убежал, а, напротив, стал утешать Настю («Позвольте за это поцеловать вашу руку!»), перейдёт уже к открытым оскорблениям: «Уж вы очень проклажаетесь за чужим-то самоваром. Нам самим нужно, у нас тоже гости; они хоть и не благородные, а пожалуй, что и почище будут. Бери, Елеся!.. Уж не взыщите! За свою собственность всегда могу». - «Нам он был уж не нужен, мы бы и сами вам отдали». - «Ну, ещё когда вас дождёшься, а так-то лучше. Да и платок-то бы отдали. Что щеголять-то в чужом».

Такое отношение ещё больше будет мучить Настю, обиженную на глазах любимого человека: «Это ужасно! Я не знаю, за что они нынче все обижают меня».

Я уже писала о трёх сюжетных линиях пьесы, выделенных великим Н.П.Хмелёвым. Он указывал, что вторая линия - «Настенька», а третья, напомню, - «жизнь обитателей российского ''зверинца''тогдашних лет (купечества, мещанства, чиновничества, полиции), прикрытая смирением, набожностью, лицемерием, ханжеством».

И именно этот «зверинец» рисует нам драматург, показывая самые страшные черты пресловутого «тёмного царства». И нужды нет, что «действие происходит лет 30 назад» ,- весь ужас продолжает жить...

	Б.М.Кустодиев. Эскиз декорации к пьесе
Б.М.Кустодиев. Эскиз декорации к пьесе

Но и в этом «зверинце» развиваются свои любовные истории... И мы о них ещё поговорим!

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь