"Сундучок мамы Лены"
Не сидится мне спокойно дома. Далеко поехать нет возможности, а вот на денек - почему бы и нет.
И в прошлую субботу махнула я в Воронеж! Но не своим ходом, как обычно, а автобусным туром от туроператора "Спутник". В групповом туризме я не участвовала давно, решила попробовать. За 3000 рублей предлагался проезд на автобусе, экскурсия в замке принцессы Ольденбургской, пешеходная экскурсия по Воронежу и обед в грузинском ресторане. Думаю, путешествуя самостоятельно, я потратила бы не меньше.
Подъем был ранний, в половине четвертого утра. Масик заворчал, слегка надув щёки - мол, что тебе не спится? Боня же, не изменяя своему имиджу кота, в любое время суток готового перекусить, бодрой походкой направился на кухню.
Накормив котов и позавтракав, я отправилась на место посадки в автобус, благо, можно было дойти пешком. Солнышко вставало, погода была отличная, настроение тоже. Я предвкушала массу новых впечатлений.
До Воронежа чуть больше 3-х часов пути. Мы послушали гида, поспали, сделали санитарную остановку у кафе Славяночка, потом опять поспали. И вот, наконец, осталось 60 км до Воронежа. Да, этот путь не совсем прост для меня - этой дорогой мы ездили раньше с Толей в Крым, здесь всё знакомо. Правда, в последние годы, не доезжая немного до Воронежа, мы сворачивали на Россошь, объезжая Воронеж, и на трассу "Дон" выскакивали уже у Богучара. Через сам Воронеж ездили пару раз, в последний раз - именно в ту поездку в Крым, в феврале. Острым когтем полоснула боль по сердцу, когда в этот раз проехали мимо ресторана "Бакинский дворик", при въезде в город: в нем мы обедали с Толей 23 февраля, а потом отправились на вокзал, чтобы сесть на поезд до Симферополя.
Рамонь. Усадьба Ольденбургских
Дальше грустные мысли меня уже не посещали. Я полностью забылась, окунувшись в новые впечатления и знания. При въезде в Воронеж к нам подсел экскурсовод Евгений, который сопровождал нас всё оставшееся путешествие по городу. Первым объектом был дворцовый комплекс Ольденбургских в Рамони. Необычный для русской глубинки замок в стиле неоготики. Как же много я узнала из этой экскурсии! В одной статье просто не уместить и малой толики всей информации. Ко всему прочему, нашей группе очень повезло - экскурсию по цокольному этажу вела самый лучший гид-экскурсовод музейного комплекса Александра. Грамотная речь, прекрасное знание истории и, самое главное, любовь к Рамони, увлеченность своим делом - это просто заразительным образом воздействовало на тех, кто её слушал. Я забыла в тот час обо всем, о всех печалях и проблемах.
Евгения Максимилиановна Лейхтенбергская, в замужестве принцесса Ольденбургская - член Российского императорского дома, племянница Александра II, внучка императора Николая I и Эжена Богарне, пасынка Наполеона. Эта женщина обладала прекрасным талантом организатора. Энергичная, деловая, образованная, в своем рамонском поместье развернула активную хозяйственную деятельность: построила дворец, реконструировала сахарный завод, открыла рафинадный цех, построила фабрику конфет и шоколада, перевела земледелие на 8-мипольный севооборот, открыла ковровые мастерские, конезавод.
Кстати, кондитерская фабрика Ольденбургских выпускала около 400 наименований изделий. А когда привозили арбузы для производства цукатов, то у местной детворы был праздник: вся мякоть отдавалась детишкам, потому как для производства нужны были только корки бахчевых.
А вы знаете, что распространению почтовых открыток в России мы обязаны именно Евгение Максимилиановне. Ей пришла идея помещать на небольшой лист бумаги произведения художников-передвижников - для распространения их работ, а на оборотной стороне делать надписи. Она же решила разместить портрет императора и его семьи. Большой популярностью такие открытки пользовались у крестьян - порой на последние деньги они скупали открытки с изображением царя-батюшки, потому как многие из них не знали, как он выглядит. Впоследствии Ольденбургская договорилась с почтовой службой о том, чтобы можно было отсылать такие открытки как письма, разместив на них марки.
Можно говорить и говорить о Евгении Максимилиановне и ее муже Александре Петровиче. Кстати, именно ему обязан своим возникновением курортный город Гагра. Из болотистого места, кишащим малярийными комарами, он создал популярный в будущем черноморской курорт - альтернативу французской Ривьере.
Экскурсия у нас проходила по цокольному этажу. На верхних этажах ведутся работы, так же работы ведутся и по восстановлению некоторых построек на территории музейного комплекса. Думаю, лет через пять он по праву будет считаться жемчужиной Воронежского края.
Котенок с улицы Лизюкова
Ну, а мы поехали дальше. Следующая остановка - памятник котенку с улицы Лизюкова. Думаю, вы все смотрели мультфильм про этого котенка. Находится он в спальном районе, далеко не туристическом месте. Но людей там всегда достаточно: кто-нибудь да фотографируется с ним. Увы, очень часто котенку отламывают усы. Даже пришлось камеры поставить не так давно. Люди, не обижайте котенка, оставьте в покое усы - кошкам усы жизненно необходимы!
На обед нас привезли в грузинский ресторан "Тифлис". Покормили очень вкусно и сытно!
Благовещенский кафедральный собор
После обеда было посещение главного храма Воронежа - Благовещенского кафедрального собора. Это новодел. Закладка собора была сделана в 1998 году, открыли храм в 2009. Храм - преемник одного из первых воронежских храмов, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы. Правда, стоял он совсем в другом месте и не сохранился до наших дней. Современный собор является третьим по величине храмом в России после Исаакиевского собора в Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве. Когда я зашла туда, мне стало так спокойно и умиротворенно на душе: хотелось ходить по нему, любоваться росписями. Жаль, нам дали всего лишь 15 минут на ознакомление с собором.
Кстати, в соборе находится одна из реликвий - шип с тернового венца, надетого на голову на Иисуса Христа римским центурионом.
Пешком, ножками по Воронежу
От собора пешочком мы пошли по Воронежу. Евгений нам рассказывал о многом и очень интересно, с юмором. Петровский сквер: интересная информация о том, как менял свое положение памятник Петру; рядом квартира Осипа Мандельштама, куда приезжала из Петербурга в гости Анна Ахматова, надеясь застать русскую зиму после слякотного Петербурга. В итоге, попала точно в такую же погоду. Но проснувшись утром, из окна увидела иную картину: ночью грянул мороз, снег весь блестел, как мелкие кристаллы. И родились у поэтессы строки:
И город весь стоит оледенелый.
Как под стеклом деревья, стены, снег.
По хрусталям я прохожу несмело.
Узорных санок так неверен бег.
А над Петром воронежским — вороны...
Поразило меня здание Управления Юго-Восточной железной дороги. Монументальное здание в стиле классицизма: колонны с рельефной рустовкой в проездах арок, портик высотой в 3 этажа над главным входом и 70-метровая угловая башня.
С этой колонной связана одна история. Совершал как-то Хрущев визит в Воронеж. Привезли его к Главному управлению жд. А навстречу идут две старушки и на башню, как на колокольню крестятся. Взорвался тут Никита Сергеевич, что, мол, за колокольню вы тут выстроили. Ну, и закрутилось все: тут же потребовал сметы по строительству, возник вопрос о растрате народных денег,в ноябре того же года вышло постановление, критикующее излишества в проектировании. По всему Советскому Союзу было приостановлено строительство многих объектов. Сталинский классицизм канул в лета, уступив место хрущевскому минимализму.
А мы пошли неспешно дальше. Впереди нас ждали памятник военному почтальону, Белому Биму Черное ухо, Самуилу Яковлевичу Маршаку. Площадь Победы, с интересной историей создания памятника. Тихие ухоженные скверы, улицы с историческими зданиями. А в конце пошел дождь, который все это время терпел, терпел, пыжился, но не выдержал и сильнейшим ливнем обрушился на нас. За две минуты, что мы бежали до автобуса, вымокли до нитки: у меня в обуви хлюпала вода. А у нас ещё запланировано было посещение Центрального рынка, где продают вкусный местный зефир, да не простой, а черный!
Дождь стих, и желающие туда отправились. Ну конечно же, я была в их числе. За вкусняшками, при том необычными, я и по лужам пошлепаю. И не пожалела потом об этом: зефир, что я купила, просто обалденный. Особенно я не могла оторваться от кофейного и с курагой в шоколаде. Наисвежайший, ароматный, воздушный! Ничего вкуснее не ела! Черный, с оригинальным названием "Воронежский чернозем" тоже приобрела, но попробовала уже дома: все пальцы были черными, губы тоже. По вкусу обычный, просто оригинальный цвет - скорее всего, туда как краситель добавляется активированный уголь - но это мои предположения.
Домой вернулась около 9 вечера. Курск встретил ясной, но очень прохладной погодой: ливень прошел и у нас. Вприпрыжку бежала до дома, предвкушая встречу с голодными котами. И ложась спать, взяв под мышку Масика, подумала: какой замечательный, насыщенный день у меня был!