Добрый день, друзья-книголюбы!
В последнее время меня просто преследует тема соприкосновения христианской и исламской культур. Об этом были романы сербского автора Момо Капора (уроженца Боснии) в «Сараевской трилогии»:
Частично об этом был и роман Орхана Памука «Чумные ночи»:
По касательной затрагивал эту тему и Фредерик Бегбедер в сборнике литературно-критических эссе «Библиотека выживания»:
И вот в мои руки попадает роман турецкого писателя Ахмета Умита «Стамбульский ребус», который напрямую затрагивает острую тему взаимопроникновения и взаимообусловленности культур в истории Стамбула (и Турции в целом).
Я люблю и намеренно отбираю книги со сложной проблематикой, желательно социально-политического плана. И книга Умита как раз такая, несмотря на жанровую принадлежность. Собственно, перед нами детектив в современных реалиях. Книга написана в 2010 году, действие происходит в соответствующем историческом периоде, в современной Турции. Старший инспектор полиции Невзат Акман с помощниками Али Гюрменом и криминалисткой Зейнеп берётся за очередное расследование. Речь идёт о серийных убийствах, обставленных с, так сказать, историческим флёром. Тела жертв оставляют у крупных исторических памятников Стамбула, а в руки их вкладывают древние коллекционные монеты, отчеканенные во времена разных крупных правителей, оставивших след в истории города.
На страницах романа явно читается не только художественное мастерство автора, но и его любовь к Стамбулу. Перед читателем проходит вереница монархов, начиная от греческого царя Визаса, основавшего поселение Византий, до Кемаля Ататюрка, чья борьба привела к образованию Турецкой Республики. Через детективный сюжет Ахмет Умит знакомит читателя с историей Стамбула и главными его памятниками, в том числе теми, которых время или неумелые действия людей стёрли с лица земли. Храм Посейдона, колонна Константина, цистерна Базилика, дворец Топкапы, собор Святой Софии (крупнейшая византийская церковь, ныне вновь ставшая действующей мечетью после нескольких десятилетий музейного статуса), мечети Фатих и Селейманийе… Эти названия и места становятся почти родными для читателей, даже если они никогда не были в Турции (как я). Пожалуй, уже ради одного этого – ради погружения в историю великого города, насчитывающего несколько тысячелетий существования, сплетающего все узловые культуры и религии человечества, - и стоит читать «Стамбульский ребус».
И вместе с тем через повествование красной нитью проходит боль автора за то, что его современники не ценят и не знают истории Стамбула, уничтожая культурные ценности и достижения предков ради сиюминутной выгоды. Умит рисует алчных дельцов, возводящих в историческом центре унылые небоскрёбы, и восхваляющих "новый облик города" продажных журналистов, рисует нечистоплотных чиновников и тут же – активистов из ассоциаций защиты исторического прошлого, которые пытаются с помощью митингов отстоять право граждан на сохранение культурного пространства. Не обходит автор стороной острую тему религиозного экстремизма, которая ребром стоит в исламских странах.
Стамбул – город контрастов, город великой славы, водоворот культур, и он же – город разбитых надежд и утраченных завоеваний, город разочарования и средоточие людской глупости. Вот такую мысль я считала со страниц романа Ахмета Умита.
Хорошая, умная книга. Разумеется, она не исчерпывается детективным сюжетом и – рискну предположить – не ради него написана. Пожалуй, в ней немало мелодраматизма, свойственного современному кино, но роман поднимает серьёзнейшие вопросы, от которых мы привыкли отмахиваться. Под «мы» я имею в виду не только всё человечество, но в том числе и россиян, живущих точно в такой же атмосфере любопытнейшего и ценнейшего взаимопроникновения культур и при этом пагубного невнимания к исторической памяти.
Роман «Стамбульский ребус» выпустило на русском языке казахстанское издательство «Фолиант». С удовольствием буду знакомиться с ассортиментом издательства и дальше, тем более что «Фолиант» готовит к выходу два других романа Ахмета Умита, а также роман современной турецкой писательницы Дефне Суман, о чём я уже писала на канале:
А вас интересует турецкая литература? Показалась ли любопытной концепция «Стамбульского ребуса»?
Ваша Ариаднина нить.