Адекватная интерпретация поведения других людей невозможна без понимания их ядра ценностей. Чтобы оптимально взаимодействовать с другими людьми, нам нужно понимать причины их поведения, а значит какие у них значимые ценности.
Поняв ценностное ядро другого человека, нам легче выстраивать с ним отношения. Именно на фундаменте схожих ценностей люди объединяются в сообщества: клубы, движения, партии, становятся друзьями, единомышленниками. И как только ценности начинают меняться: друзья расходятся, единомышленники перестают понимать друг друга.
Мы знаем, что, нередко, люди озвучивают не свои истинные ценности, а ценности, социально востребованные в обществе. Поэтому при диагностике ценностного ядра исследуйте поведение людей, а не только их декларации в отношении ценностей. Особенно часто этим грешат современные политики, чтобы произвести нужное впечатление на свою аудиторию.
Упражнение: Диагностика ценностного ядра вашего родственника, друга.
Напишите списки тех ценностей, которые человек отторгает, что человек ценит. Спрашивайте других людей о ценностях изучаемого вами человека, наблюдайте его поведение. Так вы потихоньку поймете его ценностное ядро.
Прикладное значение управления ценностями.
Управление поведением людей через воздействие на ценностное ядро активно используется в маркетинге, рекламе, продажах, управлении персоналом, политике, искусстве.
Специалисты по рекламе давно освоили приемы воздействия на поведение человека с упором на ценности.
Новые духи связывают с такими ценностями как молодость, красота, сексуальная привлекательность, показывая, как красивые молодые люди мужчины и женщины используют этот флакон.
Новый автомобиль рекламируют, воздействуя на ценности свободы, путешествий, экстрима, развлечений, спорта, иногда семьи.
Управление через ценности используют в продажах, переговорах, бизнес - презентациях. Набор стандартных ценностей клиентов давно известен профессионалам:
· Качество, надежность.
· Комфорт, удобство в эксплуатации.
· Дизайн, красота.
· Новизна, новые фишки.
· Гарантии.
· Экономия времени.
· Здоровье, экология.
· Безопасность.
Весь вопрос как выявить ядро ключевых ценностей клиентов и привязать продукт или услугу к этому набору ценностей. Для этого существуют технологии с использованием вопросов: Технология SPIN, воронки вопросов, анализ портрета ключевого клиента, целевой аудитории.
Есть целое направление в маркетинге – создание новых ценностей для целевой аудитории, разрабатывая и продвигая новые продукты и услуги. Но создание новых ценностей – это миф. Все ценности уже описаны, как правило, продают новизну, которая сама по себе является ценностью для определенной аудитории людей.
Что мы единственно можем сделать, так это выстроить связь между новым продуктом и старыми ценностями.
В современном менеджменте существует целое направление - управление по ценностям. Выявляя ключевые ценности собственников, топ-менеджеров, менеджеров и других стейкхолдеров, формируется корпоративная культура, с мощной идеологией, основанной из нужных для компании ценностей.
Мощная пропаганда оптимального для бизнеса ценностного ядра, в сочетании с эффективной системой контроля за внедрением новых моделей поведения, с использованием корпоративных рычагов поощрения и наказания могут реально повысить эффективность работы компании. Некоторые эксперты считают, что за этим большое будущее.
Руководители, управляя поведением сотрудников, мотивируя, вовлекая, делая их лояльными к компании, воздействуют на их ценности.
· Если ценность деньги – обещания больше зарабатывать;
· Если карьера – обещание карьерного роста;
· Если ценность обучение и развитие – обещаем обучение.
Сейчас очень модно пропагандировать такие ценности: сотрудникам компании внушается, что они собственники, хотя на самом деле собственниками они не являются. Для чего это делается? Чтобы повысить вовлеченность, лояльность, ответственность, что в свою очередь должно повысить производительность труда сотрудников, а значит и прибыль компании в целом.
Люди искусства, особенно, в кино, воздействуя на ценности, целенаправленно управляют эмоциями аудитории, а значит, давая людям, возможность переживать целый фейерверк эмоций в процессе просмотра фильма, повышают востребованность картины, повышая прибыль от проката фильма.
Рассмотрим фильмы: Брат, Брат 2. Ценности этих картин: умение отстоять свои ценности, справедливость, семейные ценности, ценности дружбы.
Сценарист и режиссер фильма «Крестный отец» великолепно эксплуатируют семейные ценности. Семья превыше всего, семью нужно защищать и наказывать тех, кто обижает твоих родственников.
Фильм «Титаник». Здесь отлично обыграны ценности любви и самопожертвования. Фильм «Ганди». Упор делается на ценностях духовного роста, как и в фильме «Кароль. Человек, ставший Римским Папой»
Декларации о вечных ценностях любят использовать политики в своих предвыборных выступлениях: патриотизм, любовь к Родине, семейные ценности, безопасность, стабильность, разговоры о детях, сиротах, нищих стариках, забытых ветеранах, несчастных инвалидах, религиозные ценности.
Нередко аферисты и мошенники великолепно манипулируют людьми через их ценности, создавая финансовые пирамиды, благотворительные фонды и секты.
А есть ли различия в ценностях россиян и других народов Европы? Да, есть.
Недавно в РАН проводилось изучение базовых ценностей россиян на основе Европейского социального исследования. Выявились интересные закономерности. Сильнее, чем у жителей большинства других европейских стран, у среднего россиянина выражены следующие ценности:
· Безопасность. Безопасность, гармония и стабильность общества.
· Власть-богатство. Социальный статус и богатство, контроль или доминирование над людьми и ресурсами.
· Достижения. Личный успех через демонстрацию способностей.
Слабее, чем у жителей большинства других европейских стран, у среднего россиянина выражены ценности:
· Самостоятельность.Независимость в мышлении и принятии решений, творчество.
· Риск-новизна.Жизнь, наполненная острыми ощущениями, новизной и вызовами.
· Гедонизм.
· Благожелательность.Высокая оценка и защита благополучия всех людей и природы.
· Универсализм. Сохранение благополучия людей, с которыми человек общается.
В данном исследовании разговор идет о среднем россиянине, но мы все индивидуумы, личности, поэтому относитесь к представленным данным критически.
Резюме.
Существует система управления личной эффективностью: «Жить по ценностям», которая состоит из следующих подсистем:
1. Осознание своего личного ценностного ядра и набора смыслов.
2. Трансформация своего ценностного ядра при необходимости.
3. Понимание ценностного ядра других людей.
4. Управление поведением других людей на уровне ценностей.
5. Защита своих ценностей от манипуляции.
Ценности – это то, что дороже денег, что мы никогда не продади