Давайте начнем с не самой приятной и официальной информации. Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Страдают такой проблемой до 6% детей, но в последние годы она встречается все чаще.
По какими признакам можно замечать эту проблему и на что стоит обратить внимание? Какие именно особенности будут о ребёнка.
1. Когда мы говорим — работает не только язык, но и губы, мышцы лица, мягкое нёбо, дыхательный отдел. Это в норме. У детей при дизартрии все чуточку иначе. Есть нарушение речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики.
2. В некоторых случаях мышцы могут быть настолько напряжёнными, что ребёнку приходится расслаблять язык. Бывает и иначе, а именно малыш расслабляет так, что рот не закрывается и часто текут слюнки. Или и то, и то вместе. При этом в состояние покоя мышечный тонус может быть в норме, но при попытке говорить он возрастает.
3. Мимика ребёнка мало выразительна, часто наблюдаем асимметрию лица.
4. Может возникать ощущение, что все звуки нарушены. Это не совсем так. Звуки не отсутствуют, но они смазанные или искажённые. Поэтому и говорим, что есть стертость артикуляции. Вместо С - Сь, вместо Ш - Щ, вместо Л - Ль. Это тот случай, что сидим на звуках очень долго.
5. У таких детей будут особенности голоса. Например, произносить окончания фразы ребёнок будет на вдохе, а это неправильно. Голос может быть тихим, слабым, хриплым.
6. Дизартрия подтверждается неврологом. Только все это в идеальном варианте. На практике начинается настоящая проблема для родителей. Но по опыту: невролог говорит идти к логопеду. А логопед — к неврологу.
7. Очень важно! Друг ребёнка при дизартрии — логопедический массаж.
8. Практика показывает : ребёнка вообще не волнует как он говорит. Он не переживает из-за дефектов речи. Для сравнения дети с алалией ведут себя иначе — ребенок закрывает рот рукой, когда не может сказать, переживает, замыкается.
9. Еще один важный момент, который родителям стоит учитывать: из-за моторных нарушений трудно даются навыки гигиены. Ребёнок выглядит неряшливо. Особое развитие важно уделить моторному развитию. И тут второй очень важный инструмент для помощи- ритмика: двигай руками и говори, топай и говори. Но часто родители уходят с таких занятий, так как ребёнок говорит «мне там неинтересно», «мне скучно». Это вовсе не значит, что нужно отказаться. Напротив, обратить на это внимание и найти более действенный подход.
10. Очень важно правильно работать с логопедом и найти своего специалиста. Логопед должен понравится ребёнку и вызвать у него положительные эмоции с самого начала. Если начать строго — потеряем доверие. Потом от «веселой тети» переходим постепенно в рабочую обстановку. Пооссттееппееннооо
И это только выжимка — тема сложная)
Маленький тест для родителей в виде фото.
Хотите знать больше о развитии речи, мышления, игровом подходе к занятиям? Тогда обязательно подписывайтесь на канал! Ставьте лайки!
Приходите к нам заниматься в КЛУБ ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ!