Храни меня, мой талисман. СССР, 1986. Режиссер Роман Балаян. Сценарист Рустам Ибрагимбеков. Актеры: Олег Янковский, Александр Абдулов, Татьяна Друбич, Александр Збруев, Александр Адабашьян, Ольга Василенко, Галина Долгозвяга, Михаил Козаков, Булат Окуджава и др. 4,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Герои этого фильма играют. Правда, они уже далеко не дети, и игры их тоже не детские. Роман Балаян со свойственным ему артистизмом выстраивает действие вопреки расхожей дидактике столкновения абсолютно положительного и совершенно отрицательного персонажей.
...Болдино. Осень. Музейная тишь. Окуджава поет наполненные ностальгией песни-стихи. Михаил Козаков воодушевленно рассуждает о невозможности экранизации творчества гениев. Французский турист, смешно коверкая слова, делает очередную фотографию пушкинской усадьбы. Театр пантомимы ставит замысловатый спектакль под открытым небом. Конечно, о Пушкине. Празднично наряженные крестьянки поют частушки. И тоже об Александре Сергеевиче...
Пушкинскими поэтическими мотивами, кажется, проникнута вся атмосфера фильма Романа Балаяна. Главный герой — журналист Алексей — приехал сюда с женой Таней собирать материал для книги. Его старый приятель Дмитрий — директор музея — посвятил Пушкину всю жизнь. Даже проезжий молодец с холодным взором стальных глаз тоже интересуется Пушкиным. Впрочем, не столько им, сколько его убийцей Дантесом. Хотя, к чему лукавить, не Дантесом вовсе, а женой Алексея...
Замысел авторов не может не вызвать уважения: показать победу духовности над прагматизмом, чести над бесчестьем.
Прав ли Алексей, решившийся на жестокий розыгрыш близких ему людей, объявив, что убил на дуэли красавца Анатолия, посмевшего задеть его честь? Что движет самим Анатолием, который, открыто издеваясь над словами и поступками Алексея, все же принимает старомодный вызов на дуэль?
Готовых ответов авторы не предлагают, приглашая нас задуматься над вечными проблемами бытия. Только вот раздумьям этим порой мешают избыточная вычурность, изысканность изобразительного ряда и актерской пластики.
Параллели, намеки, парафразы... Порой это сделано вдохновенно, но чаще претенциозность и многозначительная усложненность делают эту «игру» излишне эстетской...
Александр Федоров, киновед
Хроника пикирующего бомбардировщика. СССР, 1967/1968. Режиссер Наум Бирман. Сценаристы Наум Бирман, Владимир Кунин (по одноименной повести Владимира Кунина). Актеры: Юрий Толубеев, Геннадий Сайфулин, Олег Даль, Лев Вайнштейн, Александр Граве, Пётр Щербаков, Виктор Ильичёв и др. 24,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Вторая мировая война подходит к концу. Эскадрилье молодых пилотов поручено разведать замаскированный немецкий аэродром...
Драма Наума Бирмана, несомненно, послужила отправной точкой для знаменитого фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики».
В фильме Н. Бирмана также велика роль атмосферы мужской дружбы и взаимной поддержки снят как бы «под документ», на черно-белую пленку.
Лучшую роль в фильме, на мой взгляд, сыграл легендарный Олег Даль. Его герой, как всегда, остроумен, ироничен и неотразимо обаятелен...
Александр Федоров, киновед