Найти тему
История экономики

Философия, народные бунты и тоталитаризм по-китайски

Современные ученые-историки, пишущие о Китае, с подачи и в рамках традиций, установленных китайскими коллегами, предваряя любую из тем о Китае, много (интересно, даже захватывающе интересно) пишут о том, как какое-то из философских учений, доминирующих в определенный период времени, повлияло на ход событий.
Это и в самом деле и интересно, и важно, вот только стоит учитывать, что философские учения интересовали, в основном, аристократическую верхушку страны, которая, в свою очередь, опиралась на бюрократию. А вот эта вот бюрократия уже, в свою очередь, состояла из людей ученых - в эту прослойку общества невозможно было попасть, не изучив Конфуция, Лао-Цзы и основоположников других школ и их последователей - досконально.
Эти знания чиновники доносили до своих правителей - разумеется, в том виде, в котором ни считали нужным, возможным и применимым к тому или иному случаю или событию, это сделать.
Император и его потомки, конечно же, входили в небольшой круг людей образованных и науке не чуждых, в высшем китайском обществе формировалось особое отношение к философии и философским школам (их уровень дошел до той высоты, что европейцы, прибывшие в Китай, ошибочно отождествляли китайские философские учения с религиями).

-2

Но аристократы и обслуживающие их бюрократы (хотя бюрократия была невероятно, по меркам европейского древнего мира и европейских же средних веков, многочисленна) составляли ничтожную долю китайского общества.
Основная масса крестьян, верящая, как и все древние народы, в духа леса, колодца, ручья или тутового дерева, признавала культ Неба. Небо, и только оно одно, решало вопрос власти.
Правитель имел мандат Неба на свое правление. Неб вручало его правителю для того, чтобы он должным образом заботился о подданных, проявляя добросовестность, справедливость и благородство.
Если по каким-то причинам он оказывался недостойным доверия Неба (заботился о подданных плохо), то Небо лишало его этого мандата и передавало его другому, более достойному правителю.
Если, по мнению общества, правитель утрачивал мандат, т его можно был сместить и заменить на другого, более достойного.
Сигналы Неба об утере мандата могли быть какими угодно: военное поражение, крестьянское восстание, наводнение - все вполне можно был "считывать" как недоверие Неба, которое считало, что правитель заботился о подданных плохо.
Разработанная гораздо позже и вошедшая в европейское понимание доктрина о "праве на восстание" в Китае была общепризнана с древности, и, надо сказать, Китай был безусловным "чемпионом мира" по количеству восстаний.

-3

В глубокой древности, примерно в те времена, когда в Европе пришел к власти и покорил Грецию царь Македонии Филипп, отец завоевателя Александра Македонского, а греческую философию олицетворял великий Аристотель, в одном из китайских царств возобладало философское учение, позже получившее (в европейской трактовке) название "легизм".
Подробно о том, что такое легизм, как происходило его распространение и к чему это в итоге привело, читайте
ЗДЕСЬ
Эта ссылка приведет вас на портал Boosty, там не все статьи в открытом и свободном доступе, как предлагаемая вашему вниманию, но можно оформить подписку (за доступные деньги) или отправить донат, если прочитанное вас заинтересовало. И, конечно, на портале много статей, доступных только подписчикам.

P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними

Александр Иванов

"Краткие эссе об истории экономики"

Поддержать блог: https://boosty.to/economic_history

Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect

И в Facebook #экономическиеистории