Продолжаем серию развенчания мифов. В этот раз о шампанском. И так как термин "шампанское" больше не используется для любого "вина с пузырьками", то и говорить мы будем только шампанском из Шампани и мифах, укоренившихся так давно и прочно, что уже даже и не хочется их развенчать.
Вокруг шампанского существует множество легенд. Многие считают, что монах Пьер Периньон был его создателем, вдова Клико изобрела проволоку-мюзле, выдернув ее из своего корсета, а традиционный плоский бокал-креманка был сделан по форме слепка с бюста Марии Антуанетты.
Пьер Периньон на самом деле не изобрел шампанское, а наоборот, боролся с пузырьками, которые раньше считались дефектом вина. К счастью, он не добился успеха. Однако он добавил в новое вино сохраненные вина предыдущих лет и внедрил использование корковой пробки. Оба этих новшества определили будущее виноделия по всему миру.
Изобретение проволоки-мюзле принадлежит представителю другого шампанского Дома, Адольфу Жаксону. В то же время, вдова Клико вместе со своим виноделом сделала прорыв в технологии удаления осадка из шампанского, а никак не пыталась закупорить шампанское с помощью деталей своего платья. В её время вместо проволоки успешно использовали веревку.
Наконец, нет никаких доказательств связи популярной чаши с Марией Антуанеттой и её знаменитым бюстом, хотя есть свидетельства того, что на фабрике в Севре были созданы четыре фарфоровые вазочки по слепку ее груди. Есть, правда, другая версия о том, что знаменитая форма хранит очертания груди мадам де Помпадур, но и это скорее всего миф. В конце концов факт остается фактом — именно при Людовике XVI (супруге Марии Антуанетты) в конце 18 столетия эти бокалы появились впервые и начали массово использоваться, сначала во Франции, а потом и в других странах Европы.
А вы как думаете?