Лжепророки не могли бы существовать, если бы некому было их слушать. К сожалению, Иудея оказывала им внимание и поддержку. Иезекииль говорит о последствиях подобных действий. Старейшины и все, кто искал этих лжепророков, должны были понести свою часть ответственности за бедствия народа.
“И пришли ко мне несколько человек из старейшин Израилевых и сели пред лицом моим. И было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Эти люди допустили идолов своих в сердце своё и поставили соблазн нечестия своего пред лицом своим. Могу ли Я отвечать им? Поэтому говори с ними и скажи им — так говорит Господь Бог: "Если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце своё, и поставит соблазн нечестия своего пред лицом своим, и придёт к пророку — то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ?" Пусть дом Израилев поймёт в сердце своём, что все они из-за своих идолов сделались чужими для Меня. Поэтому скажи дому Израилеву — так говорит Господь Бог: "Обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лицо ваше". Ибо если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут у Израиля, отложится от Меня и допустит идолов своих в сердце своё, и поставит соблазн нечестия своего пред лицом своим, и придёт к пророку вопросить Меня через него, — то Я, Господь, дам ли ему ответ от Себя? Я обращу лицо Моё против того человека, и сокрушу его в знамение и притчу, и истреблю его из народа Моего. И узнаете, что Я Господь. А если пророк допустит обольстить себя и скажет слово так, как бы Я, Господь, научил этого пророка, то Я простру на него руку Мою и истреблю его из народа Моего, Израиля. И понесут вину беззакония своего: какова вина вопрошающего, такова будет и вина пророка, чтобы впредь дом Израилев не уклонялся от Меня и чтобы более не оскверняли себя всякими беззакониями своими, но чтобы были Моим народом и Я был их Богом», — говорит Господь Бог” (Иез. 14:1-11).
Стих 1. К Иезекиилю пришли “несколько человек из старейшин Израилевых”. Как отмечалось в 3:25-27, Бог заточил его в доме. Всякий, кто хотел послушать пророка, должен был идти к нему домой. Здесь, как и в 8:1, старейшины пошли к Иезекиилю. Возможно, они хотели узнать о ситуации в Иерусалиме. Но вместо этого услыхали жгучую проповедь!
Стихи 2, 3. Бог сказал Иезекиилю: “Эти люди допустили идолов своих в сердце своё” — характерное для еврейского языка выражение, означающее, что все их помыслы связаны с идолами. Эти старейшины не были виновны в буквальном поклонении идолам. Однако они переняли верования и обряды, связанные с идолослужением. Они, видимо, придавали особое значение предсказаниям и заклинаниям. Может быть, они в этом подражали вавилонянам. Какими бы ни были подробности этого дела, их сердца были испорчены. Они не видели, что проблема Иерусалима была перед их лицом! Верования, принятые в идолослужении, стали соблазном, вводящим их в грех. Поэтому они перестали соответствовать божественной истине (см. 2 Фес. 2:10). Зачем же тогда, раз их сердца склонились к нечестию, Богу отвечать им? Они пришли к Иезекиилю спросить о Господе и получить совет. Бог задавал риторический вопрос: “Должен ли Я отвечать им?” Ответ на этот вопрос очевиден: “Конечно же, нет!”
Стих 4. В начале этого стиха стоит слово “поэтому”, показывая, что сейчас будет объявлен вердикт. Бог даст им весть, но не такую, какую они хотели бы услышать. Он велел Иезекиилю говорить с ними. Эти старейшины, виновные в поклонении идолам в своём сердце, самонадеянно пришли к пророку искать у него слова. При этом они старались произвести впечатление подлинных искателей истины, искренних поклонников Яхве. Каждый из этих вождей допустил идолов своих в сердце своё. Они обвинялись не в открытом, публичном идолослужении; поклонение идолам было проблемой их сердца. И всё же они пришли, чтобы спросить Господа. В сегодняшнем мире есть люди, которые “хромают на оба колена” (см. 3 Цар. 18:21). Они одной ногой стоят в мире, а другой в церкви. Когда эти люди представляются подлинно духовными и заинтересованными во всём, что связано с Богом, они гневят Бога. Его слова в стихе 4 адресованы не одним только старейшинам, но и всякому из дома Израилева, кто совершает подобную мерзость. Такое лицемерие раздражает Бога, и потому Он лично намерен дать ему ответ.
Стих 5. Бог хочет возвратить Себе сердца, отступившие в идолослужение. Пока люди позволяют развращённости идолослужения жить в их сердцах — пока они преданы идолам — для них нет Божьей истины.
Стих 6. Появившееся опять слово “поэтому” указывает на то, что далее последуют слова приговора. Бог призывает этих идолопоклонников сделать следующее:
“Обратитесь”. Это призыв пойти в другом направлении. Их теперешний курс привёл народ к краху и поставил под угрозу их собственную жизнь. Здесь употреблено еврейское слово шуб, означающее “повернуться, возвратиться”. Это призыв вернуться, прийти обратно к Богу.
“Отвратитесь от идолов ваших”. Снова используя слово шуб, Иезекииль уточняет, что Бог хочет, чтобы Его народ оставил своих идолов, которых допустил в своё сердце.
“От всех мерзостей ваших отвратите лицо ваше”. Они должны сделать осознанный выбор — никогда больше не заниматься идолослужением и связанными с ним мерзостями. Если они хотят обратиться к Господу, им нужно повернуться к Нему всем сердцем. Лишённая энтузиазма, равнодушная религия гневит Бога и бесполезна для поклоняющегося.
Стих 7. Пришельцы (“чужеземец, живущий в Израиле”; Современный Перевод) не были израильтянами, но жили среди израильского народа. Бог хотел, чтобы эти люди не поклонялись идолам (Лев. 17:10; 20:2). Бог подчёркивает, что идолослужитель ставит свою проблему перед лицом своим (см. ст. 4) и всё равно не видит, что приводит его к жизни нечестия. Эти люди, которые в самообмане и надменности осмелились вопрошать Бога, услышат ответ от Него лично.
Стих 8. Перечисляются три действия Бога по отношению к тому, кто поклоняется идолам в своём сердце. Он говорит: “Я...”
1. “...сокрушу его в знамение” — это будет примером и предупреждением (Втор. 28:46).
2. “...сокрушу его в... притчу” — он станет “притчей во языцех”.
3. “...истреблю его из народа Моего” — он будет покинут и изолирован от общества, больше не член Божьей заветной семьи со всеми её благословениями и привилегиями (см. Быт. 17:14).
Божье заявление об этих трёх наказаниях заканчивается знакомым рефреном: “И узнаете, что Я Господь”. Повторение этой фразы напоминает нам, что эти люди совершенно не знали Бога, Его закон и Его пути. Эта книга содержит много уроков, которые Бог хочет преподать народу о Себе.
Стих 9. Фраза, переведённая в Синодальной Библии “А если пророк допустит обольстить себя и скажет слово так, как бы Я, Господь, научил этого пророка”, в оригинальном еврейском тексте дословно звучит следующим образом: “А если пророк допустит обольстить [обмануть] себя и скажет слово, то это Я, Яхве, обольстил этого пророка”. В этом своём виде она уникальна и вызывает горячую дискуссию. Представляется, что Бог даёт дополнительное свидетельство на тот случай, если данный человек — лжепророк. В законе Бог даёт определение лжепророку: он либо точно предсказывает, но призывает отойти от Божьего закона (Втор. 13:1-5), либо предсказывает события, которые не исполняются (Втор. 18:20).
Здесь мы видим, что лжепророка можно узнать по тому, что он осмелился ответить вопрошающему, который поклоняется идолам в своём сердце. Как и в 3 Цар. 22:18-23, Бог “попустил” этому пророку дать ответ, который исходит не от Бога. Так, мы здесь видим повторение библейской истины: когда человек на самом деле не ищет истины, Бог позволит ему уверовать в ложь и даже добавит лжесвидетельства, которые тот использует для подтверждения своей лжи (см. 2 Фес. 2:10). Джон Тейлор поясняет:
“Это не означает, что пророк, поступающий так, не обладает свободной волей и не несёт никакой ответственности. Он соблазняется обманом, потому что утратил своё духовное чутьё. Он не видит неискренность вопрошающего и сочиняет лишь бы какой ответ подобно лжепророкам из главы 13, не имея истинного вдохновения свыше”.
Моше Гринберг даёт следующее разъяснение по поводу еврейского слова, переведённого “обольстить”:
“путта [патах] — впасть в заблуждение, споткнуться — см. Иер. 20:10. Моффат даёт отличный перевод: «может, от совершит промах». Подразумеваемая действующая сила — искушение, грех — поразительно обозначена в следующем предложении: это Бог”.
Когда подобные люди решали изрекать ложь, Бог позволял им это делать. Эти пророки подлежали такому же наказанию, как и вопрошавшие их: Бог прострёт [на них] руку [Свою] и истребит их.
Стих 10. Эти люди обладали свободной волей — и вопрошавший, и пророк. И потому “понесут вину беззакония своего”. Каждый ответит за свои мятежные решения.
Стих 11. Бог делал всё, что должен делать, чтобы впредь дом Израилев не уклонялся от Него. Слово, переведённое “уклоняться”, передаёт идею постепенного отхода. Израильтяне постепенно приняли идолов иноземцев в земле обетованной. Бог хотел, чтобы они более не оскверняли себя своими многочисленными грехами. Бог свят, и все, кто приходит к Нему, должны быть святы (1 Пет. 1:13-16). Желаемый результат Божьих действий изложен ясно: “Чтобы [они] были Моим народом и Я был их Богом”. Эта важная фраза, часто повторяемая в Ветхом Завете, выражает основополагающий принцип завета. Бог мог быть их Богом, а они могли быть Его народом, только если они исполняли Его слова (см. Исх. 19:5, 6; Лев. 26:12; Иер. 7:23; 31:33; Иез. 11:20).