Найти тему

Петровский цейхгауз, который никак не могли разрушить немцы

Какие заведения в Воронеже в наши дни считаются одними из самых популярных для посещений его жителями города? Скорее всего, вы не сможете довольно быстро ответить на данный вопрос, потому как таковых сейчас у нас достаточно много. Для одних - это кинотеатр, для других - парки и скверы, для третьих - торгово-развлекательный центр. Но это сейчас, в наши дни такое обилие, раньше все было совсем иначе. Таких мест было - по пальцам пересчитать, и одним из них был, довольно оригинальный для своего времени, яхт-клуб. Его еще называли Петровский цейхгауз.

Все местные жители, как и большинство гостей города, видели остров напротив Адмиралтейской площади, именно там, где стоит копия петровского корабля Гото Предестинация. Некоторые экскурсоводы рассказывают, что именно на этом острове в свое время стоял тот самый Петровский цейхгауз. На самом деле, это совсем не так. Тот самый остров, что выше на фото, находился немного севернее современного Петровского острова. Дело в том, что при заполнении водохранилища он был затоплен, а вот тот остров, который мы можем наблюдать сегодня, в те годы еще не существовал, он уже более современный, намывной.

А теперь перейдем к тому, какие это все-таки были годы? Петровский яхт-клуб был основан в далеком 1874 году. Уже через год он перешел из любительского статуса в профессиональный, был даже утвержден официальный устав. Назывался он Петровским собственно в память о Петре первом и сыграл довольно важную роль в дальнейшем развитии водного спорта в нашем городе. Ну а причем тут собственно сам Петр первый и почему здание называют еще "петровским"?

-2

Дело в том, что это самое здание строили изначально не как яхт-клуб, который впоследствии назовут замысловато "Петровский цейхгауз". Изначально это здание было построено почти за 200 лет до основания в нем яхт-клуба, а именно в 1696 году, то есть, еще при жизни Петра первого. Изначально здание предназначалось для хранения всего, что так или иначе связано с флотом - там хранили снаряды и различные судовые принадлежности. Состоял он из пяти верхних залов, столько же на нижнем этаже и плюс еще подвальные казематы. То есть, грубо говоря, это был своеобразный склад, в котором позже стали хранить и провизию. Ну а со временем, когда и Петра уже не стало и флот у нас не строили, здание частично пустовало.

-3

Только в 1834 году здание было официально приобретено воронежской общественностью. Со временем там и стали организовывать тот самый яхт-клуб. Кстати, совсем неверным будет считать, что там занимались только строительством яхт и учились ими управлять. Нет, это был довольно многофункциональный остров, на который было не так просто попасть обычным горожанам. Верхние этажи цейхгауза были отданы под танцы, бильярд и комнату для карточных игр. Ну а нижний этаж использовался для хранения и ремонта лодок, а также для складирования там досок от пристаней и моста, которые разбирали на зиму. Почему на остров было непросто попасть?

Дело в том, что членство в яхт-клубе стоило денег, причем немалых по тем временам - 15 рублей, плюс 5 рублей составлял ежемесячный платеж. Не являясь членом яхт-клуба на остров можно было попасть за небольшую плату, то есть, условно говоря, по входным билетам. Хотя, справедливости ради, в некоторые помещения вход был бесплатным. На самом острове был разбит красивый цветник и это место со временем стало любимым для посещения горожанами. Здесь стали устраивать гребные гонки, а со временем отсюда даже организовывали походы на яхтах и лодках в сторону Липецка.

-4

Существовала вся эта красота до 1918 года. В это время в городе начались продовольственные сложности, а спустя некоторое время в Воронеж стали все чаще наведываться белогвардейцы. Налеты белогвардейцев и их грабежи вообще довели город до серьезных проблем с продовольствием. Ну а что касается самого здания, то оно уцелело в годы революции, а вот период немецкой оккупации пережить не смогло - было разрушено в 1942 году. Но, разрушено не сразу, потому как было построено еще в Петровские времена, а соответственно было очень крепким, умели все-таки тогда строить.

Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе

Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов