Юридические лица и ИП с сотрудниками обязаны отчитываться перед Центром занятости населения (ЦЗН). Рассмотрим, кому, какую отчетность и с какой периодичностью нужно предоставлять в службу занятости в 2023 году.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
Отношения между юрлицами и ИП с ЦЗН регламентируются Законом №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения» (далее — Закон №1032-1).
Минтруд обновил правила подачи отчетности с 1 января 2023 года. Нововведения закреплены в (далее — Приказ № 786). Условия подачи отчетов утверждены приказом Минтруда №24 от 26 января 2022 года (далее — Приказ №24).
В 2023 году введено три новых отчета:
- О неоплачиваемых отпусках;
- Об переводе на дистанционный режим работы;
- О приостановке производства.
Помимо новых трех отчетов, работодатели обязаны подавать традиционную отчетность. В перечень такой отчетности для ЦЗН входят:
- Об открытых вакансиях — сдают ежемесячно;
- О ликвидации юрлица и сокращении численности штата;
- О банкротстве компании;
- О введении сокращенного графика работы;
- Уведомление об итогах собеседования (трудоустройство или отказ) — по направлению от Центра занятости.
Если в компании работают сотрудники-инвалиды, то потребуется дополнительная отчетность о количестве инвалидов, трудоустроенных в штат организации, и о содействии занятости данной категории работников (выполнение квоты).
Теперь рассмотрим все виды отчетов детально.
ОБ ОТПУСКАХ ЗА СОБСТВЕННЫЙ СЧЕТ
Отчет работодатели обязаны заполнять по форме, указанной в приложении №5 к Приказу №24. Нововведение вступило в силу с 2023 года. В отчете должна быть дата начала такого отпуска, дата его окончания, численность сотрудников, отстраненных от работы на время. Более детальные рекомендации к заполнению формы можно посмотреть в приложении №14 к Приказу №24.
Дата подачи документа не регламентирована. Его удобно направлять в ЦЗН в течение 3 суток после издания соответствующего приказа об отправке сотрудника в отпуск без сохранения заработка.
О ДИСТАНЦИОННОЙ ЗАНЯТОСТИ
Отчет из приложения №4 к Приказу №24. В нем указывают количество «удаленщиков», дату начала и окончания работы на «удаленке».
Сдавать отчет нужно лишь в том случае, если:
- сотрудников перевели на «удаленку»;
- это может повлечь за собой массовые увольнения или иные последствия, включая простой производства (см. письмо Минтруда №16-1 /ООГ-455 от 10 марта 2023 года).
В силу приложения №13 к Приказу №24 в бланке необходимо указать определенные сведения. В перечень обязательной информации входят:
- сведения о работодателе (ИП или фирме);
- контакты;
- численность «удаленщиков», осуществляющих деятельность «на дистанте»;
- период удаленной занятости.
Срок подачи отчета не определен. Регионы сами решают, каких работников и на сколько отправлять на «дистанционку». В Минтруде рекомендовали работодателям предоставлять такой отчет сразу после оформления дополнительных соглашений к договорам с сотрудниками и издания соответствующего приказа.
О ВВЕДЕНИИ ПРОСТОЯ
ИП и юрлица обязаны передавать в ЦЗН отчетность по форме приложения №3 к Приказу №24. Независимо от причины простоя.
Отчет для службы занятости содержит следующие данные:
- сведения и контакты работодателя;
- численность работников;
- причину простоя;
- даты простоя;
- количество сотрудников, временно отстраненных от работы (отдельно указывают численность иностранцев).
Более подробные правила заполнения отчета можно посмотреть в приложении №12 к Приказу №24.
Срок подачи — 3 раб. суток после решения о приостановке деятельности (п.2 ст.25 Закона №1032-1).
ОБ ОТКРЫТЫХ ВАКАНСИЯХ
Отчитываться по форме приложения №9 к Приказу №738н от 20 октября 2021 года обязаны все работодатели, при наличии вакантных мест в штатном расписании. Если в штате — не более 25 работников, можно использовать региональную форму.
Отчет подается независимо от реальной потребности в кадрах в силу ч.2 п.3 ст.25 Закона № 1032-1.
В отчете указывают:
- информацию о работодателе;
- название должности;
- данные о вакансии;
- уровень оплаты труда;
- требования, предъявляемые к соискателю;
- предоставляемые гарантии.
Важно! В ряде регионов работодателям приходится отчитываться и об отсутствии вакантных раб. мест.
Периодичность подачи данных — каждый месяц. В Минтруде рекомендуют предоставлять отчетность о имеющихся вакансиях в течение суток после размещения объявления.
О ЛИКВИДАЦИИ ЮРЛИЦА И СОКРАЩЕНИИ ШТАТА ПО ЭТОМУ ОСНОВАНИЮ
Форму приложения №1 к Приказу №24 сдают все, кто ликвидируют фирму или сокращают количество наемного персонала: полностью или частично. Заполнять форму нужно согласно рекомендациям из приложения №10 к вышеуказанному приказу.
Работодатели указывают в бланке:
- данные о компании или ИП;
- общую численность персонала (отдельно — количество иностранных сотрудников);
- основание увольнения — в строке 14;
- вид мероприятия — в строке 15;
- численность сотрудников, подлежащих увольнению, — в строке 18 (отдельно указывают кол-во женщин, сотрудников 16–35 лет, инвалидов, пенсионеров, предпенсионеров и граждан иностранных государств)
- информацию о работниках — в строках 20.1–20.9.
Юрлица подают данные в ЦЗН за 60 дней до наступления события наряду с уведомлением сотрудников о грядущих сокращениях. Если увольнения несут массовый характер, срок подачи отчетности составляет за 90 дней до плановой ликвидации или сокращения численности персонала. При этом ИП обязаны отчитываться по аналогичному основанию за 2 недели до мероприятия.
О БАНКРОТСТВЕ
Отчет из приложения №6 к Приказу №24 подают все юрлица и ИП, которые проходят через процедуру банкротства в судебном порядке.
Чтобы понять, как заполнять этот документ, нужно изучить детальные рекомендации из приложения №15 к Приказу №24. В частности, в документе необходимо указать:
- данные и контакты фирмы;
- реквизиты и дату документа-основания на проведение процедуры банкротства;
- вид процедуры;
- даты банкротства.
Дата сдачи опциональна. Главное — соблюсти периодичность: ежемесячно подавать отчет в СЗН, пока компанию полностью не обанкротят.
О ВВЕДЕНИИ НЕПОЛНОГО РАБОЧЕГО ДНЯ
Форму приложения №2 к Приказу №24 подают все работодатели с наемными сотрудниками, которые ввели соответствующий режим раб. времени. Исключение —индивидуальное соглашение с одним сотрудником: уведомлять в этом случае ЦЗН не обязательно.
Порядок заполнения формы указан в рекомендациях Минтруда к приложению №11 Приказа №24.
В бланке должна содержаться следующая информация:
- данные и контакты работодателя;
- численность персонала, работающих неполный день (отдельно — сведения об иностранных сотрудниках);
- продолжительность рабочей недели (стандартной и неполной).
О ПРИЕМЕ СОТРУДНИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ИЗ СЗН
Соискатели, отправленные ЦЗН к потенциальному работодателю, предоставляют направление. Если работодатель примет соискателя или откажет претенденту в трудоустройстве, необходимо отчитаться об этом перед ЦЗН. Для осуществления этого действия есть ровно 5 раб. дней после принятия решения о приеме на работу или об отказе. Порядок уведомления указан в п.5 ст.25 Закона №1032-1.
ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ ВАКАНСИЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
Документ из приложения №7 к Приказу №24 включает информацию о вакантных раб. местах и уже выделенных местах для инвалидов (лиц с ОВЗ) в соответствии с утвержденными квотами. Документ содержит подтверждения выполнения законодательных требований по квотированию в силу п.3 ст.25 Закона №1032-1, ПП № 2576 от 30 декабря 2021 года.
Отчитываются по этой форме организации, в которых работают более 100 сотрудников (п.3 ст.25 №1032-1, ст.21 ФЗ №181 от 24 ноября 1995 года). Освобождены от данного вида отчетности общественные объединения и хозяйственные общества или товарищества, которые были образованы такими объединениями.
Важно! Фирмы, в которых трудятся 35–100 сотрудников, тоже сдают такой отчет, если такое требование установлено в законе соответствующего субъекта РФ в силу ст.13.2 ФЗ № сдают информацию, если это предусмотрено законом субъекта РФ (ст.13.2 Закона №1032-1).
Узнать подробную информацию по алгоритму создания и предоставления раб.мест для сотрудников с ОВЗ можно, если изучить приложении №16 к Приказу №24. Срок подачи — до 10-го числа каждого месяца (см. п.4.1 приказа №24).
Таким образом, в 2023 году предприниматели и владельцы бизнеса обязаны подавать много отчетов. И не только в ЦЗН. Законодатели могут ввести в будущем дополнительные формы. Чтобы избежать штрафные санкции за несвоевременную подачу отчетности, важно постоянно отслеживать нововведения. Для этого нужно выделить отдельного специалиста или воспользоваться услугами профессионалов из компании «РосКо».
Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит»
Наши контактные данные:
- Телефон: 8 (499) 444 0000
- WhatsApp: +7( 929) 197-25-50
- E-mail: sale@rosco.su
- Сайт: https://rosco.su/
ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШИ СОЦ СЕТИ
- Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/
- Instagram - https://www.instagram.com/rosco_consulting/
- Telegram - https://t.me/roscoaudit