Найти в Дзене

Концентрат баса в одной таблетке. Тест плоского автомобильного 10-дюймового сабвуферного динамика Ground Zero GZRW 250-D2 FLAT

Оглавление

Когда для полноразмерного саба нет места, приходится смотреть на «плоские» модели. Причём объём корпуса-то может быть и обычным, речь именно о монтажной глубине самого динамика. Вариантов на самом деле не так уж и много, поэтому каждый из таких сабов, считаю, достоин особого рассмотрения.

Итак, сегодня у меня в лаборатории – Ground Zero GZRW 250-D2 FLAT – совсем свежая модель, которая только-только появилась в продаже. Цена на момент этого теста (по данным интернет-магазина компании «ММС», официального дистрибьютора GZ) составляет 16990 рублей. Для информации, есть ещё 12-дюймовый собрат Ground Zero GZRW 300-D2 – его цена сейчас 18990 рублей.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Первым делом, глубина. От монтажной плоскости до самой дальней точки магнитной системы – всего 8,5 см.

-2

В магнитной системе есть осевое отверстие, так что упирать динамик мотором в заднюю стенку корпуса не нужно – придётся оставить пару сантиметров пространства. Впрочем, получается всё равно неглубоко.

-3

При всём этом конструкция динамика вполне традиционна: магнитная система на ферритовом кольце, катушка, центрирующая шайба… Только как будто взяли обычный динамик, обрезали корзину прямо над центрирующей шайбой и вогнали мотор внутрь.

-4

Получилось, что корзина как бы разделена две части – внешняя (стальная штампованная) и внутренняя, сцепляющая мотор и фланец центрирующей шайбы (пластиковая).

-5

Диффузор при таком раскладе приобрёл сложную форму, напоминающую половинку тора. Но результат впечатляет – жёсткость у этого «бублика» из прессованной целлюлозы серьёзная, причём именно конструктивная, нельзя просто взять и деформировать его пальцами. Центральный колпак – алюминиевый, но при простукивании особой звонкостью не отдаёт.

-6

Обратите внимание на форму резинового подвеса – она плавная, без острых граней. Преимуществ у такого решения много, в том числе надёжность: в таком подвесе нет зон чрезмерной концентрации механических напряжений, нагрузки распределяются равномерней, а значит, порвать такой подвес со временем сложнее. Ну и, опять же, меньше обратное воздействие на края диффузора, хотя тут это менее актуально.

-7

Звуковая катушка – диаметром 50 мм, намотана медным проводом. Судя по длине намотки вне зазора, допускает линейный ход примерно по сантиметру в каждую сторону – всё по взрослому. Механический ход тоже приличный, продавить диффузор до предела не получилось.

-8

Терминалы закреплены на внешней корзине, длинными поводками идут к центрирующей шайбе…

-9

…и дальше – через центрирующую шайбу пропущены к катушке.

-10

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ

Сходу отмечу, что динамик достаточно жёсткий, причём остался таковым даже после серьёзной и длительной разминки (в общей сложности больше 20 часов экзекуций на низкой частоте с хорошим ходом). Описание в этом смысле обещает заметно мягче. Недостаточная разминка? Допускаю, но вряд ли центрирующая шайба настолько размягчится. Дальше на всякий случай буду учитывать оба варианта.

-11

Заявленные/фактические параметры Ground Zero GZRW 250-D2 FLAT:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 28 Гц / 37 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 36 л / 21 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,53 / 7,39
  • Qes (электрическая добротность) – 0,60 / 0,68
  • Qts (полная добротность) – 0,54 / 0,63
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 157 г / 156 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,5 Тл м / 12,9 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,9 Ом / 3,7 Ом*
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 84,0 дБ / 84,2 дБ

* - результат измерения при последовательном включении катушек

Если глянуть на график выше, можно заметить признаки небольшого локального резонанса где-то в подвижке в районе 400 Гц, но к чему-то значимому, что могло бы сказаться на работе динамика, это не привело. Алюминиевый колпак тоже даёт о себе знать, но до звона не доходит – пичок АЧХ чуть ниже 2 кГц хоть и имеет механическую природу, не столь большой, и к окрасу баса тоже не приведёт. В общем, особых призвуков от самого динамика можно не ожидать.

-12

По искажениям картинка типична для саба. Рост искажений начинается ожидаемо ниже резонансной частоты, но до критичных отметок добирается на совсем уж неинформативном инфрабасе, так что для 10-дюймового калибра тоже всё норм.

-13

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Рекомендация производителя приводит два варианта корпуса, причём оба – фазоинверторные, названные «оптимальный» и «минимальный». Для понимания задумки моделирую с заявленными параметрами:

-14

При составлении рекомендаций производитель явно ставил в приоритет компактность. В итоге саунд нацелен на тех, кто предпочитает тактильный удар. Если дать динамикам побольше объёма, а фазики настроить пониже, они могут играть интересней. А ещё можно попробовать ЗЯ. Моделирую, на этот раз с «живыми» параметрами:

-15

Причём если предположить, что динамик разомнётся настолько, что параметры приблизятся к заявленным, принципиально это поменяет не так уж и много:

-16

А ещё, обратите внимание, можно играться с оформлением – сделать фазоинверторный корпус и менять характер баса по настроению, просто закрывая и открывая порт.

ПРОБА В ДЕЛЕ

Использую ЗЯ объёмом чуть меньше 25 литров, уменьшая объём пенопластовыми кубиками. Фазоинвертор не пробовал.

Для начала закидал тестовый корпус до получения объёма около 15 литров. Колотит – от души, хотя, должен признать, в мидбас не превращается и всё же остаётся сабом. Вариант действительно имеет право на существование, зайдёт тем, кто любит не басовое урчание, а ударную «концертную» тактильность, напоминающую звучание сценических басовых мониторов.

Увеличиваю объём примерно до 20 литров. Мясца побольше. Вынимаю заполнение совсем, получаю почти 25 литров. Ещё чуть помяснее, хотя разница с 20 литрами менее заметна, чем в 20 после 15. Хвосты не тянет ни в одном из опробованных вариантов, плотненько так получается.

В общем, вывод таков – динамик очень лоялен к корпусам. Есть 20 литров? Хорошо. Можно набрать побольше? Набирайте сколько можно, хуже точно не станет. Можно не заморачиваться с точной подгонкой объёма, а делать столько, сколько получится выгородить.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

Саб понравится тем, кто не стремится всеми силами забраться в инфраниз (порой теряя плотность информативного диапазона), а предпочитает «концертную» подачу. Он не пытается «раздуть» низкочастотный диапазон или создать иллюзию глубины, но и мидбасом, что важно, не становится. В «уличные» системы не претендует, но в традиционных системах способен удар за ударом выбивать воздух из лёгких и отбивать печёнку. Хорош на роке, на электронной ритмичной музыке, не говоря уж о жанрах попроще. Если вы предпочитаете именно такой бас, GZRW 250-D2 FLAT можно рассматривать смело. Ну и усилитель к нему (моноблок или 2-канальник мостом) – где-то от 400 Вт на 4 Ом будет самое то.

Плюсы:

  • Малая глубина, можно сделать действительно плоский корпус
  • Отсутствие заметных призвуков в подвижке
  • Лоялен к объёмам оформления
  • Способен на тактильный бас с плотным ударом

Минусы:

  • Динамик даже после разминки заметно жёстче заявленного