Каким критериям обязательно должно соответствовать хорошее название? И как его придумать - некоторые идеи и направления для поиска, чтобы вы могли самостоятельно подобрать подходящее название.
Каким должно быть хорошее название?
Удачное название компании или бренда должно соответствовать нескольким критериям:
1. Узнаваемость/Оригинальность
Выбранное название должно быть достаточно отличным от других существующих на рынке названий компаний и, в первую очередь, конечно, от названий прямых конкурентов.
Например, если вы работаете на рынке логистических услуг, то использование в названии слова Logistics с различными буквенными аббревиатурами и короткими словами дополнениями (Cargo Logistics, ABC Logistics, Extra Logistics и проч.) будет слабо узнаваемым, так как процентов 70–80% логистических компаний используют в названии именно это слово, в связи с чем в глазах многих клиентов просто сливаются. Аналогично слабой узнаваемостью будут обладать названия для строительных компаний с использованием слов Строй-, Монтаж-, Мастер, Ремонт-.
То же можно сказать и про такие «общие» слова как Supreme, Unity, Inter, Techno, Art, Decor, Elite и прочие из данного ряда, которые активно используют в названиях компаний повсеместно — от салонов красоты до IT услуг.
Узнаваемое название, как правило, построено на неких интересных ассоциациях с продуктом, его свойствами или особенностями потребления, философией компании и другими неочевидными ассоциациями, а, возможно, и просто представляет собой некое звучное слово, не имеющего, на первый взгляд, связи со сферой деятельности компании.
Например, Apple — для компьютеров и смартфонов, что означает одновременно, а) нечто совершенно простое и понятное — как яблоко; б) некий желанный запретный плод (что отражено уже в логотипе с откушенным яблоком).
2. Запоминаемость и воспринимаемость на слух
При продумывании названия стоит учесть легко ли его воспринимать на слух и удобно ли оно для запоминания. Будут ли клиенты запоминать его мгновенно? Возможны ли разночтения при написании этого названия? Удобно ли его диктовать по телефону, например, когда вы сообщаете заинтересованному клиенту контактный e-mail, или же каждый раз будет возникать путаница с отдельными буквами?
В особенности это важно для названий на латинице с непривычными для русскоязычного человека сочетаниями букв — sch-, ph-, -aeux, -ier, нечитаемой буквы «g» после «n», которая в некоторых иностранных словах присутствует, а в других — нет и проч. По возможности, лучше таких буквенных «сложностей» избегать, выбирая короткие и простые слова с безальтернативным написанием (Бу-ра-ти-но, Lam-ba-da, Ra-don и проч. аналогичные).
3. Правильные ассоциации
Что считать правильными ассоциациями — каждая компания решает для себя сама. Например, интересно рассмотреть в этой связи сферу питания — здесь встречаются совершенно разные названия от серьезно-солидных вроде Академия (=ассоциации «храм еды», «собрание интеллигентных людей»), до тематических вроде Теремок (=ассоциации домашняя кухня, русская кухня, печь, блины), Андерсон (=ассоциации сказки, пространство подходящее для детей), или юмористичных вроде Сам пришел, Сели-поели, Сытый Еж.
Все они могут хорошо работать для определенных групп потребителей, важно лишь, чтобы общая концепция заведения соответствовала выбранному названию, предпочтениям посетителей и ассоциациям, которые вашим клиентам нравятся, близки и понятны.
Так, в некоторых случаях неуместны или даже смешны столь популярные названия на латинице, напоминающие итальянские или французские слова. Консервативные клиенты за 50 могут не оценить жаргонизмов и «дерзких» названий. И так далее…. Также, если вы планируете выходить на международный рынок, стоит обратить внимание на ассоциации, которые будет вызывать выбранное слово на других языках — там оно может звучать просто курьезно или даже неприлично.
В подобные ситуации довольно часто попадали даже крупнейшие компании. Примеры таких курьезов можно в избытке найти в интернете: например, автомобиль серии Nova не покупается на рынках испаноговорящих стран, так как означает «не едет». Другой пример — Coca Cola пришлось изменить название на китайском рынке на Keku Kela, так как негативные звуковые ассоциации с оригинальным названием на китайском (= «кусай воскового головастика») мешали продажам.
4. Наличие свободного домена под данное название
Нередко этот фактор совершенно не учитывается на этапе нейминга, хотя, наличие свободного доменного имени в желаемой зоне является одним из важнейших критериев хорошего названия. В идеале домен вашего сайта должен полностью совпадать с названием компании или бренда.
Так ваш сайт будет проще находить заинтересованных клиентам, а сама компания будет выглядеть более солидно (одно название в домене, на вывесках, визитках и рекламных материалах).
Проблема в том, что огромное количество доменов состоящих из коротких, емких и «популярных» слов вроде — Unity, Luxor, Hurricane, Alternative, Boxer, Fixer, Chef и прочих аналогичных — давно выкуплены.
Существует даже такое явление как киберсквоттинг, когда отдельные люди или компании массово скупают многообещающие доменные имена для последующей перепродажи или в рамках недобросовестной конкуренции.
То есть свободный домен под выбранное вами название — это в общем-то большая удача. И проверять наличие свободных доменов необходимо одновременно с генерацией различных вариантов нейминга.
Читайте подробнее о том, как выбрать доменное имя и что делать, если необходимое имя занято.
5. Возможность зарегистрировать ТМ с таким названием
Не менее важным является наличие хотя бы теоретической возможности выбранное название зарегистрировать как торговую марку. Возможно, на этапе создания нового бренда этот вопрос еще и не является первостепенным, но иметь его в виду на будущее необходимо.
Обидно будет потратить огромные вложения и 10 лет на то, чтобы сделать ваш бренд узнаваемым, а потом столкнуться с тем, что он просто в силу особенностей выбранного названия не может принадлежать вам, то есть по суть открыт для копирований разного рода.
По общему правилу не допускаются к регистрации названия схожие до степени смешения с уже зарегистрированными в данной сфере, то есть — здесь следует вернуться к пункту 1 (узнаваемость/оригинальность): зарегистрировать IT компанию с названием вроде Apple (необычное для сферы название с косвенными ассоциациями) скорее всего удастся, а зарегистрировать строительную компанию с названием ЭлитСтрой (прямое указание на сферу деятельности дополненное повсеместно распространенным определением) — скорее всего нет.
Как придумать название для компании или бренда — идеи, советы, варианты для поиска
Далее предложим несколько идей и направлений для поиска. Попробуйте их все и обязательно запишите ВСЕ варианты на бумагу — даже если они кажутся вам не слишком удачными. Важно сделать это НЕ в электронном виде, а именно на бумаге. Так будет визуально удобнее «играть» с этими словами — добавлять им приставки, окончания, определения, новые списки ассоциаций и так далее.
1. Опишите суть деятельности вашей компании одним абстрактным понятием.
Или же можно попробовать одним абстрактным словом описать, что ваша компания глобально дает своим клиентам. Важно, что это именно абстрактное слово (можно сказать — философское понятие), а НЕ прямое указание на продукт или услугу компании. Примеры:
- Открытие (отлично подошло названию нового банка);
- Вдохновение (стало названием одного из самых известных российских брендов шоколада);
- Поиск;
- Осознание;
- Осязание;
- Приключение;
- Видение;
- Связь;
- Звено;
- Свобода.
Это вовсе не значит, что именно это слово станет названием вашей компании (хотя и это возможно), но такое упражнение полезно еще и тем, что к каждому из придуманных слов можно будет затем поискать новый ряд ассоциаций. Для этого можно воспользоваться различными онлайн сервисами по подбору ассоциаций... Читать далее в нашем блоге.
************************************
Оставляйте заявки на разработку и продвижение сайтов здесь:
Следите за нашими новыми статьями, обзорами и полезными материалами по веб-дизайну, seo, нейросетям и интернет-маркетингу в соц.сетях: