Найти в Дзене
Экран Души

«Часы» Стивена Долдри (2002) «Нельзя обрести покой, убегая от жизни». Вирджиния Вульф

Майкл Каннингем в 1999 году получил Пулитцеровскую премию за художественную литературу и Американскую литературную премию ПЕН/Фолкнер за роман «Часы». Экранизация романа режиссером Стивеном Долдри получила «Оскар», BAFTA и ещё около 30 различных кинонаград. Главным действующим лицом почти любого значительного литературного произведения является женщина («Часы» в этом смысле комплементарны с «Анной Карениной»). Но постмодернист-интеллектуал Каннингем создал величайшей силы женский роман, соединив в один поток сознания три героини в исполнении Николь Кидман (роль писательницы феминистки Вирджинии Вульф), Джулианны Мур (роль домохозяйки Лоры Браун) и Мэрил Стрип (роль литературного редактора Клариссы Вон). Сюжет романа Каннингема неочевиден, но угадываем. Психически больная писательница Вирджиния Вульф симулирует своё выздоровление через сочинение романа, где её героиня, Кларисса Дэллоуей (реальная писательница В. Вульф в действительности написала роман «Миссис Дэллоуей» в 20-х годах прош

Майкл Каннингем в 1999 году получил Пулитцеровскую премию за художественную литературу и Американскую литературную премию ПЕН/Фолкнер за роман «Часы».

Экранизация романа режиссером Стивеном Долдри получила «Оскар», BAFTA и ещё около 30 различных кинонаград.

Главным действующим лицом почти любого значительного литературного произведения является женщина («Часы» в этом смысле комплементарны с «Анной Карениной»). Но постмодернист-интеллектуал Каннингем создал величайшей силы женский роман, соединив в один поток сознания три героини в исполнении Николь Кидман (роль писательницы феминистки Вирджинии Вульф), Джулианны Мур (роль домохозяйки Лоры Браун) и Мэрил Стрип (роль литературного редактора Клариссы Вон).

Сюжет романа Каннингема неочевиден, но угадываем.

Психически больная писательница Вирджиния Вульф симулирует своё выздоровление через сочинение романа, где её героиня, Кларисса Дэллоуей (реальная писательница В. Вульф в действительности написала роман «Миссис Дэллоуей» в 20-х годах прошлого века) живёт в Лондоне и, по замыслу Вульф, описание одного прожитого ей дня (по часам) в полной гармонии с собой точно описывает её как универсальный характер подлинно счастливой женщины.

Далее в романе Каннингема и фильме Долдри происходит транзит идеи универсально счастливой «Миссис Дэллоуей» в Лос-Анжелес конца 40-х и Нью-Йорк конца 90-х, в которых уже другие женщины выводят свои категории счастья в крайне травматическом конфликте со своей обыденной жизнью. Через роман Вирджинии Вульф, который каждой из этих женщин был по-своему прочитан, они задаются вопросом «что не так?» и как совместить неумолимый бесцветный поток времени с яркими ощущениями потока жизни? Как поделить идеальный день на идеальные часы?

Мне показалось, что фильм также и о том, как удивительно женщина ощущают время. Кажется, героини фильма остро чувствуют, что их время кто-то забирает. Психологический жест экзистенциального протеста каждой актрисы в своих ролях передан безукоризненно. Они влюблены в свою абсолютную уникальность (и уникальность женщин вокруг) и относятся к себе как к своей суверенной неоспоримой собственности, произведению искусства, своему рассвету, который приходит каждый день, чтобы озарить весь свой мир своим мягким светом принятия естественной для себя жизни. Каннингем и Долдри спрашивают нас: «Почему всё не так?».