Если родители, мама и/или папа часто обеспокоены безопасностью ребенка без объективного повода для этого, если они регулярно ловят себя на мысли «А, вдруг, с ребенком что-то может случиться, а я не смогу помочь/предотвратить это?», то скорей всего переживания об угрозах для ребенка и предвосхищение разных рисков занимают слишком большое пространство в сознании родителя, лишая его спокойствия.
А вне эмоциональной устойчивости и спокойствия у мамы/папы активируется гиперопека, гиперконтроль в отношении ребенка, как способ предотвратить что-то нехорошее, что может даже никогда и не произойти.
То есть, получается, что гиперконтроль ─ не столько вариант нарочитой заботы о ребенке, сколько маркер личностной деструкции/психологических проблем самого родителя. Потому что постоянно действовать, исходя лишь из позиции «А, вдруг…», игнорируя объективную обстановку (в которой нет актуальных рисков и угроз для дитя), равнозначно невротической реакции.
Узнали себя в таком родителе?
Чтобы перестать гиперопекать ребенка, нужно учиться рационализировать свои опасения, отделяя ложные, ничем необоснованные риски, от реальных возможных угроз.
Можно приучать свою психику действовать взвешенно, конструктивно, осмысливая поводы своей тревоги, не предвосхищая опасности без явных признаков риска.
В такой работе хорошо себя зарекомендовали методы КПТ (когнитивно-поведенческой терапии), потому что они позволяют заменять иррациональный паттерн реагирования на рациональный посредством работы с автоматическими мыслями (те самые, что начинаются с «А, вдруг…»), которые, как правило, и запускают тревожное состояние в отсутствии достаточной осмысленности происходящего (невозможность отделить реальную угрозу от «неугрозы») и низкого уровня объективности, самоконтроля (когда сложно посмотреть на ход активации своих побуждений, на процесс запуска механизма своих переживаний с позиции «наблюдателя», а не с позиции включенного в проблему человека).
Психику можно «дрессировать», чтобы нейтрализовать предубеждения и когнитивные ошибки, освобождая себя от ложных страхов, а ребенка ─ от последствий невротического контакта с ним.
"Подводные камни" родительской тревоги
КПТ ─ золотой стандарт в психологической работе с тревогами и страхами, да.
Но не все задачи можно решить только методами этого направления психотерапии.
Почему?
Потому что есть ситуации, когда гиперконтроль и гиперопека родителя вызваны не только когнитивной ошибкой на основе какой-нибудь навязчивой, деструктивной автоматической мысли (например, такой: «Если не мыть все детские вещи с содой и не обваривать кипятком, то у моего ребенка появятся глисты»), но имеют и более глубинные предпосылки.
Их стоит исследовать через анамнез ─ посредством анализа жизненного опыта родителя, особенно его собственных детско-родительских отношений на предмет травмирующих ситуаций (они не всегда осознаются им самим до работы с медиатором, которым выступает психолог), являющихся истинной причиной его отношения к своему ребенку.
Важно понять, откуда взялась тревожность, где и с кем был ее «старт»?
Не исключено, что родитель что-то компенсирует в своей жизни ложными опасениями за ребенка. Тогда его тревога есть своеобразная «шумовая атака», отвлекающий «маневр» психики, которая, таким образом, дистанцирует его от куда более сложных, отталкивающих, пугающих, труднопереносимых переживаний.
Психика родителя за счет активации необоснованных тревог за ребенка, как бы, уводит его от того, с чем он не готов столкнуться и контактировать. В себе самом.
За счет формирования подобных ложных, но весьма сильных страхов за ребенка, реализуется невротическая компенсация, где истинный страх подменяется суррогатным, но равнозначным по своей силе и влиянию на человека.
Такого рода переживания «затапливают» сознание, и человек уже не принадлежит себе целиком и полностью ─ некая часть личности родителя попадает во власть компенсаторного страха, и оттого он уже не в состоянии искать настоящие причины своих трудностей. Ведь ресурсы, необходимые для поиска и осознанности, уходят на обслуживание этих ложных тревог. А на функционирование реально необходимых процессов их уже, к сожалению, не хватает.
Так родители попадают в ловушку собственных нерешенных застарелых психологических проблем, нередко делегируя при этом всю ответственность за свой разрушающий контакт (разрушающий их самих и психику ребенка) «нуждам родительства» или ребенку в частности, объясняя/называя свое поведение «здоровым проявлением заботы».
Но разница здоровой опеки родителя от патологической опеки заключается, как раз, в степени рациональности обозначенных им угроз, от которых он ребенка пытается защитить; насколько они реалистичны в «здесь и сейчас».
Так-то, согласно принципу вероятности, возможность выйти на улицу и встретить динозавра тоже, вроде как, существует; и равна она соотношению 50%/50%: он либо вам встретится, либо не встретится =)
Если реалистичность опасений за ребенка «хромает», то они могут «прятать» в себе страхи родителя совсем иного порядка.
Психика «сочиняет» отвлекающие поводы тревожиться о значимом другом (о своем дитя) тогда, когда нет готовности/желания/возможности заботиться о нечто не менее значимом, но уже сугубо личном.
Гипотезы тут можно строить самые разные.
Важно ─ какие из них, действительно, будут обнаружены, как настоящие предпосылки состояния конкретного человека.
Допустим, для одного геперопекающего родителя причиной его иррационального поведения по отношению к ребенку будет служить отсутствие смысла жизни за пределами материнства/отцовства, невозможность раскрыть себя личностно, реализовать индивидуацию не только силами заботы о дитя, но и о своих иных потребностях, целях, желаниях.
А для другого геперконтроль ребенка станет «ширмой» от проблем супружества или социальной жизни, которые он не осознает или решение которых он не видит на текущий момент.
Или что-то еще, что перемещает фокус внимания родителя приоритетно на ребенка, удерживает его, как можно крепче, чтобы человек сохранял самого себя в привычном ему состоянии/стагнации, ведь психика не слишком-то «радуется» динамике, даже переменам к лучшему (любые перемены для нее ─ необходимость мобилизовать силы, резервы, а это, в свою очередь, стресс… а кто же хочет себе добровольно устроить стресс?).
Учитывая специфику возможных предпосылок гиперопеки, не будет ошибкой, если родитель, обнаружив в себе эти проблемы, примет решение вступить в терапевтические отношения с психологом, чтобы в рамках терапии разобраться со своей ситуацией, как следует, и предотвратить самый главный и реальный риск ─ непреднамеренно из лучших, казалось бы, побуждений нарушить личность своего ребенка.