Найти тему
Культура Урала

Знаковые фильмы-дебюты, снятые на свердловской киностудии

Оглавление

Свердловская киностудия была мощной стартовой площадкой для режиссеров, которые стали классиками отечественного кино, и актеров, которые хотели поменять амплуа. Представляем подборку картин, снятых в Свердловске-Екатеринбурге и запустивших на режиссерскую орбиту новые имена.

В погоне за славой

С этой производственной драмы началась не только режиссерская карьера Рафаила Гольдина, но и возобновилось производство игрового кино на студии после 6-летнего перерыва, когда в Свердловске снимались только документальные и научно-популярный фильмы.

Имя этого режиссера не так известно, в сравнении с тем же Ярополком Лапшиным, который начинал в то же время, и, скорее всего, из-за эмиграции Гольдина: в начале 1970-х он уехал в Норвегию.

Тем не менее фильм стоит того, чтобы его пересмотреть. Это яркий образчик производственной драмы на стыке двух эпох. Герои во многом плакатны и дидактичны, но коллизии, в которых они действуют, совсем не так однозначны. Местами даже удивляешься той смелости, с которой (для своего времени, конечно) режиссер и сценарист критикуют систему, где возможны такие подковерные интриги и процветающие подлецы.

Самый медленный поезд

-2

Дебют главных знатоков мелодрамы по-советски – Валерия Ускова и Владимира Краснопольского – состоялся на Свердловской киностудии. А уже следующую свою картину они снимали на Мосфильме.

По сюжету раненый фронтовой корреспондент везет газетную типографию в тыл в специальном вагоне. Однако по ходу движения в вагон все прибывает и прибывает безбилетных пассажиров и непрошенных попутчиков.

Интересно, что все натурные съемки, включая разрушенный бомбардировкой город, снимались в Свердловске.  В роли руин выступило здание гранильной фабрики в Историческом сквере, которую в тот момент как раз сносили.

Сильные духом

-3

Шпионский боевик Виктора Георгиева по документальному роману Дмитрия Медведева о деятельности разведчика Кузнецова в немецком тылу стал невероятным хитом проката и даже помог заложить основу «культа Кузнецова» на Урале.

Но думается, дело было не только в демонстрации кропотливой работы разведчика и напряженной игры интеллектов, которых в фильме больше, чем эффектных перестрелок и взрывов. Режиссер непозволительно для жанра и идеологии много времени уделяет демонстрации аристократизма и прочих примет «красивой западной жизни», чем предвосхищает будущее очарование масс элегантностью и аристократизмом Штирлица.

К истории Кузнецова Свердловская киностудия вернулась позднее с мини-сериалом «Отряд особого назначения», но это уже другая история.

Скандальное происшествие в Брикмилле

-4

Как говорили в другом фильме Михаила Козакова, «наши играют иностранную жизнь». Именно в этом жанре решил снять свой дебютный фильм известный актер Юрий Соломин, выбрав для экранизации пьесу Джона Пристли. По сюжету добропорядочный британский господин однажды решает тихо взбунтоваться против заведенного миропорядка, покупает игрушки, не идет на работу и всем говорит только правду. В основном, зарубежную натуру привычно отыграла Рига, однако и в Свердловской области нашли пару мест, похожих на английское предместье.

Читайте материал полностью на Культура-Урала.РФ

Текст: Алексей Еньшин, фото: кадры из фильмов