Найти тему

Начало договорных отношений: как соблюсти баланс интересов...

Оглавление

В начале мая сего года информационно-правовой портал "Право" опубликовал любопытный материал про хитрого адвоката, который взял с клиента 250 000 долларов (в переводе на рубли это, если округлить, 20 миллионов!) за "положительное" решение по уголовному делу и не довел дело до конца, в результате чего решением квалифицированной комиссии Адвокатской палаты города Москвы был лишен адвокатского статуса. Нас больше удивил даже не размер требуемого вознаграждения с клиента за услуги, а то, что адвокат обещал "решить" вопрос с прекращением в отношении клиента уголовного дела. Необоснованного прекращения, как вы поняли! А это уже квалифицирует деяния как клиента, так и адвоката по части 5 статьи 291 Уголовного кодекса РФ "Дача взятки группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере", и скорее всего следователь территориального отдела полиции сам был не против получить на лапу, подкатываясь под соседнюю статью УК.

Лесоповал им всем судья, как говорится, мы же хотели в данной статье поговорить не об уголовно-правовых деликтах, а об отношениях между Заказчиком и Исполнителем на стадии заключения договорных отношений. И расскажем мы не о градации отношений как таковых (их тысячи!), а о двух весьма насущных вопросах: авансирование услуг и конечный результат оказываемых услуг. Эти вопросы обоюдно волнуют обе стороны, потому что нередко приводят к дисбалансу в дальнейших отношениях друг с другом, и на выходе каждый сталкивается с рядом проблем: заказчик - с потерянными деньгами, временем, упущенной выгодой (как минимум), а исполнитель - с отсутствием дохода и лишней тратой времени на ее возвращение (как минимум). Наши рекомендации помогут сторонам избежать этой неловкой ситуации, а в качестве доводов мы смоделируем так называемый баланс интересов через призму всего одного постулата: любой труд должен быть оплачен.

-2

1. Отношение клиента к труду исполнителя

Ситуация:

Мы проголодались после 10-часовой рабочей смены, заходим в киоск с шаурмой, уже сосет под ложечкой. Подходим к прилавку с аппетитными ингредиентами, смотрим на обжаренный вертель с курятиной, тут к нам подходит гость из Средней Азии, улыбчиво уточняет, что желает наше величество, а мы ему: "Мне одну в лаваше, да лучка побольше, да соуса погуще". Шаурма приготовилась, вы забираете товар и....уходите, не расплатившись. Продавец вам кричит вслед: "Ээээ, 220 рублей к оплате", а вы ему: "С какой стати? Я работаю в ПАО Газпром, благодаря мне такие как вы используете газ на кухне". И уходите с чувством собственной важности.

Квалификация деяний: гражданско-правовая (нарушение п. 1 ст. 486 Гражданского кодекса РФ), административно-правовая (ч. 1 ст. 7.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ), моральная (вы показали чувство собственной важности, унизив достоинство равноправного перед вами человека).

Если с нормами кодексов все понятно, то в чем вы еще не правы? Элементарно в том, что не понимаете как работает экономика и зачем вообще нужны деньги, какую функцию они выполняют! Заплатив за шаурму как за приобретенный товар, вы обеспечили работу точки общепита. Функционирование такого объекта складывается из оплаты аренды земли, оплаты ГВС/ХВС, энергоснабжения, газа, заработной платы сотрудникам, уплаты налогов в доход государства, закупку еды, напитков, пластиковой тары, бытовой химии для чистки посуды, вытяжки, а также за логистику - бензин и оплату груза. Да много чего еще!

Вроде бы это понятные истины, никем в современном обществе не оспариваемые, если вы, конечно, не больной на голову урод или считающий, что вам кто-то должен что-то делать бесплатно. И тем не менее нередки случаи, когда чей-то труд оплачивается частично или не оплачивается вовсе! Это в корне неверно, неправильно, аморально. Это стыд! Современное общество так не работает, поэтому когда мы хотим что-то приобрести (товар, услугу), мы ОБЯЗАНЫ за это платить! А человека, которого посещают обратные мысли, должны помимо воздействия в форме привлечения к ответственности, останавливать соображения простейшей логики: допустим, мы все работаем в ПАО Газпром, а кроме шаурмы ничем не питаемся, и вдруг вся шаурма исчезла по причине того, что мы отказались оплачивать за ее изготовление. Итог будет закономерным: мы умрем с голоду, а наш природный и технический газ станет никому не нужным!

С этим разобрались, переходим теперь ко второй стороне отношений...

-3

2. Отношение Исполнителя к своим обязанностям перед клиентом

Ситуация:

Вы - денежный мажор, родились с "золотой ложкой во рту", 1000 долларов для вас соразмерно чашке кофе Экспрессо, приобретенной в кафе на Рублевке. И вот вам приспичило повесить у себя в гостиной оригинал Джаконды кисти Леонардо да Винчи. Одна из самых известных картин в истории человеческой расы находится во французском музее в Лувре, и она одна единственная. Но у вас денег как у дурака фантиков. Вы считаете, что сможете ее купить. Находится человек, который "решает вопросы", и обещает вам достать эту картину! Задача подрядчика - провести определенные переговоры с музеем Лувра, с властями Франции, возможно лично с президентом Эммануэлем Макроном, и все эти переговоры сопровождаются интенсивными пересылами крупных купюр в бархатных конвертах. Что ж, задача поставлена, но результат - не выполнен! Вы потратили на услуги "подрядчика" 10 млн. евро, тот их разослал по конвертам, взял себе процент, но в итоге французские власти посчитали недопустимым нахождение Джаконды в частной коллекции, да еще у человека из России. При этом "стимул" для переговоров не вернули. И клиент остался с носом.

Внимательный читатель наверняка задастся вопросом: зачем все это озвучивать, когда подобные обстоятельства понятны чуть ли не каждому ребенку, начиная с 5-ти летнего возраста. Что когда мы идем в магазин за покупками, мы берем с собой кошелек с деньгами! Все верно, когда речь идет о приобретении товара. Совсем другое дело обстоит в сфере оказания услуг, где понятия о трудозатратах и оплате труда находят свои шероховатости.

Вышеупомянутые примеры - это лишь капля в океане схожих проблем, и если в случае с сотрудником ПАО Газпром на лицо явная борзота человека, мнящего себя царем всея Земли, а равно пример товарно-денежных отношений, то во втором случае конфликт интересов вращается из-за ошибок на стадии восприятия услуг.

-4

3. Соблюдаем баланс интересов

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция России как основной (базовый) правовой источник, регулирующий в том числе различные правоотношения, в статье 37 части 3 закрепляет право на вознаграждаемый труд без всякой дискриминации. Труд - это не только изготовление материального продукта: шахтер трудится, добывая уголь, оператор ЭВМ трудится, следя за эксплуатацией роботизированной техники на конвеерном производстве, школьный педагог трудится, ведя деятельность по обучению русскому языку и литературе. Все это труд, и он оплачивается в соответствии с нормативными ставками. В широком смысле труд - это любое полезное действие, производимое человеком. Но если мы говорим о возмездном труде, здесь камнем преткновения является не только вопрос оплаты, а еще и понятие стимулирования труда.

Любой человек, когда-либо работавший по трудовому договору, знает о таком понятии как аванс. Авансовый платеж в соответствии с трудовым законодательством установлен к обязательному исполнению работодателем, и является своего рода подушкой финансовой безопасности. Например, вы отработали меньше месяца и полностью зарплата за месяц вам не положена, но аванс за отработанные часы (смены) вы получите так или иначе. Об этом свидетельствует статья 136 ТК РФ. Правда, понятие "аванс" ни статья, ни иные нормы в кодифицированном акте не содержат, потому что аванс приравнивается к понятию предоплата. Это гражданско-правовой термин. В судебной практике нет единогласного утверждения о знаке равенства между понятиями аванс и предоплата, но понятие аванс, по мнению законодателя, отличается от понятия задаток (читай ч. 1 и ч . 3 ст. 380 Гражданского кодекса РФ).

Чтобы проще воспринимать термин аванс, запомните так: получение аванса есть стимул к выполнению работы (задания) и гарантия получения окончательного платежа по окончанию выполнения работы (оказанию услуги). Т.е. вы не сможете в магазине купить килограмм грецких орехов в аванс, нет такого правила, для этого существует понятие "покупка в кредит", т.е. с рассрочкой с последующей оплатой с процентами или без таковых. Аванс присутствует строго в длительно проистекающих правоотношениях между сторонами. Следовательно, если стороны заинтересованы друг в друге, как в последующем не биться головой о стену и не пить литрами корвалол? Даем мудрые советы:

3.1. Вы навели сведения о контрагенте, с которым собираетесь сотрудничать (речь идет больше об оказании комплекса вопросов на длительную перспективу), вас устроила цена, которую предлагает контрагент, осталось определиться с авансированием работ (услуг). В российской практике, да наверное и в мировой, авансирование не может быть менее 10% от общей стоимости работ (услуг). Есть примеры 100%-ной предоплаты, где вы оплачиваете работы (услуги) заранее, до момента начала их фактического оказания. Такие примеры распространены не сильно и связаны с тесными доверительными отношениями, прошедшими практику. В среднем, аванс составляет 20% от суммы договора (контракта), а при заключении, например, госконтрактов по 44-ФЗ, сумма аванса варьируется по новым правилам от 30 до 90%.

Мы возьмем простой пример с оказанием юридических услуг, так как непосредственно сами ими занимаемся: клиент обращается в юридическую организацию или частному юристу защитить его интересы в суде. Грамотный и, главное, честный юрист перед тем как заняться вопросом, произведет предварительный анализ ситуации и произведет оценку качества документальных источников, которыми будет руководствоваться. Если дело выигрышное или хотя бы шансы на положительный результат в пользу клиента 50/50, юрист как исполнитель вполне логично попросит с вас аванс. Обычно люди неохотно соглашаются, сразу воротя нос, мол, а где гарантии, что я получу результат?. С одной стороны, это правильные опасения, с другой стороны, мы возвращаемся к понятию оплата труда. Работа юриста - это труд, не материальный, но труд, связанный с затрато-часами. Почему многие юристы берут плату за консультацию, задумайтесь? Все просто: вы получили развернутый ответ на поставленный вопрос, иногда даже с письменным заключением, юрист потратил на вас 2 часа времени. Если он будет делать это бесплатно, его труд не будет обладать коэффециентом полезности. Он ничего не заработает - ничего не принесет в доход семьи - не заплатит за квартиру - не заплатит налоги - будет склоняться к нечестному труду. Понимаете взаимосвязь? Деньги или иной ликвид являются двигателем, даже локомотивом нормально функционирущей экономической системы, где люди работают, получают за это доход и производят в доход казны обязательные отчисления. Уберите назначение денег из цепочки "заказ - работа - результат" - и вы вернетесь к первобытнообщинному строю.

"Функция денег давно узурпирована определенными надгосударственными институтами", - скажет читатель, любящий мыслить категориями заговора иллюминатов и Мирового правительства. Да, несомненно, это повод для дискуссии, которой мы, вероятно, коснемся в своих будущих статьях. Но мыслите приземленнее - вы обратились за услугой к человеку, который для вас будет стараться, тратить время, тратить ресурсы. Почему он должен это делать бесплатно? Да, есть понятие безвозмездных услуг, есть понятие пожертвований, существуют благотворительные фонды, но секрет их наличия заключается, как сейчас модно говорить, в донатах. Мы предлагаем мыслить при авансировании работ (услуг) еще более простыми заключениями в форме арифметики, потому что можно спорить с чем угодно, но только не уравнениями.

К примеру, вы должны составить и подать 300 судебных приказов и вашим заказчиком является управляющая многоквартирными домами компания ООО "Райские кущи". Вы работаете удаленно и опираетесь исключительно на ваши ресурсы. Один судебный приказ занимает примерно 30 листов различного текста (заявление на 2-3 листа и остальное - приложения). 30 х 300 = 9 000 листов. Все пользуются офисной бумагой формата А4, стоимость одной пачки по самому минимуму в районе 180 рублей (если приобретать в интернете), в пачке 500 листов. 9 000/ 500 = 18 пачек. 18 х 180 руб. = только одна бумага обойдется вам в 3 240 руб. Далее, один судебный приказ, если он отвечает шаблонному заполнению (подставлению значений) готовится минимум за 30 минут. 300 / 30 = 10 часов займет у вас составление судебных приказов. Повторимся, если они шаблонные. А если нет? А как правило - НЕТ. Ваш покорный слуга за один день как-то умудрился составить 15 судебных приказов, и был изрядно истощен уже на 13-м комплекте, т.е. еле-еле. Почасовая оплата в России варьируется от 88 до 120 (без учета НДФЛ) руб. Т.е. за 10 часов вы должны получить 1 200 руб. Но так как составление судебного приказа приравнивается к процессуальному документу, за который берется минимум 1 000 руб. (это самый минимум в Северо-Западном федеральном округе), то 300 х 1 000 = 300 000 руб. вы должны заплатить юристу. Следовательно, авансирование даже 10% от конечной суммы составит 30 000 (тридцать тысяч) рублей. Приобретение бумаги относится к накладным расходам, помимо нее юрист за свой счет приобретает специальные нитки с иголкой, дырокол, клей либо степлер со скобами и различные скрепки. Возможны варианты, когда придется воспользоваться почтовыми услугами по пересылу этой кипы в другой город (а у нас здесь бумаг на 45 кг!!). Затраты обойдутся еще в 5-6 тысяч руб.

То есть мы смоделировали банальную ситуацию, при которой есть конечная стоимость услуг (300 000 руб.), но даже при всем желании исполнитель не сможет обойтись без аванса, потому что элементарно на накладные расходы у него уйдет 3 240 + 6 000 = 9 240 рублей. Или одна треть (30 000/3 = 10 000 руб).

Это если управляющая компания еще найдет такого юриста, который будет работать за самый минимум, по сути пока что себе в ущерб. Ценообразование - вот из чего складывается понятие авансирования работ (услуг). Поэтому, в условиях, когда заказчик отказывается от аванса, он рискует столкнуться с тем, что услуги будут оказаны некачественно, недобросовестно, не вовремя или не будут оказаны вообще!

3.2. Вы ответственный исполнитель, вам могут поручить самые сложные дела, вашим именем расписываются под обязательствами, ваши слова кладут в банк, - что еще нужно для портфолио? И вы на первом деловом свидании обещаете 100% результат, опираясь на принцип саморекламы. Если не углубляться в детали, конечный результат скорее всего может быть 100%-ым только в случаях, где отсутствует спор о праве (выражаясь юридическим языком). Банальный пример, к вам обратились за составлением декларации 3-НДФЛ на налоговый вычет за лечение. Вы скачиваете программу с сайта ФНС, программа за вас сама все заполняет, вы только распечатываете и подаете через сервисы ФНС комплект документов. Работы на 3-4 часа максимум, включая сканирование бумаг. Сложно ошибиться в данном случае! А вот другой пример: вам нужно выступить в суде, но качество бумаг оставляет желать лучшего, не хватает оригиналов в связи с их утратой или отсутствием, договор составлен "на коленке" с ошибками "корова через "А". И вы такой - да пара пустяков, сейчас иск закинем, в суд выйдем, рот откроем, решение получим, даю вам гарантии чистейшего выигрыша. В суд вышли, рот открыли - и проиграли. Да ничего, сейчас в апелляции все разрулим... Вышли в апелляцию - и не разрулили.

Т.е. нужно четко отдавать себе отчет о последствиях излагаемых обещаний. Несомненно, исполнитель будет стремится к положительному конечному результату, но в его задачи помимо шуршания гульденами в кошельке входит информирование заказчика о различных последствиях принятия решений. Последствия наступают всегда: вы что-то сделали - наступили последствия. Вы чего-то НЕ сделали - наступили последствия.

В этом, по нашему убеждению, и соблюдается баланс интересов - клиент сам должен осознавать степень сложности вопроса, который за него будут решать, поэтому вопрос должен стоять разве что о сумме предоплаты.,а не в категоричности ее НЕуплаты. Равно как и исполнитель должен вести себя подобающим образом перед клиентом, не обещать ему "золотых гор" и не думать только о прибыли, а информировать о сложностях, которые могут возникнуть в ходе оказания услуг (выполнения работ).

Именно тогда будет меньше судебных разбирательств. Скажем больше - снизиться количество экономических преступлений, потому что стимул к неосновательному обогащению уступит место прозрачности отношений между людьми.

Кстати, о том, почему в суды сторонам нужно стремиться в крайнюю очередь, мы поговорим в следующей статье!

Всем спасибо за внимание!

------------

Наши официальные сайты: uruslugi-spb.ru и bankrotstv0.ru

Группа в Telegram: t.me/...uy, группы Вконтакте: vk.me/...spb и vk.com/...243