Отечественное автомобилестроение всегда рассчитывало на довольно скромный ассортимент автомобильных двигателей. Многие из них были устаревшие, тихоходные и неэкономичные. Однако существовали и передовые конструкции, ничем не уступающие импортным аналогам. В этой статье мы рассмотрим лучшие советские автомобильные двигатели.
ГАЗ-13
Наиболее заметный прогресс в отечественном двигателестроении был достигнут на рубеже 1950-1980 гг. В 1954 году горьковские специалисты создали ГАЗ-13 — прорывной для отечественной автопромышленности двигатель. Впервые в советской практике его блок, ГБЦ и впускной коллектор были отлиты из алюминиевого сплава. Двигатель получил 8-цилиндровую V-образную конфигурацию и при рабочем объеме в 5,5 л выдавал 195 л.с. Он весил всего 245 кг и по своей конструкции напоминал лучшие американские моторы тех лет. Среди других особенностей ГАЗ-13 — распределительный вал в развале блока, верхнее расположение клапанов (OHV), гильзы «мокрого» типа и высокопроизводительный двухсекционный маслонасос.
Двигатель предназначался для правительственной Чайки, однако он получился настолько удачным, что в слегка измененном виде устанавливался на грузовики ГАЗ-53, ГАЗ-66 и даже на бронетранспортеры!
Москвич-412
В 1964 году на МЗМА разработали великолепный высокофорсированный 4-цилиндровый бензиновый двигатель М-412 (УЗАМ-412). По своей архитектуре он напоминал легендарный двигатель BMW M10 и имел облегченный алюминиевый блок цилиндров, алюминиевую ГБЦ с широкофазным распределительным валом и более совершенные полусферические камеры сгорания. При рабочем объеме в 1,5 л по паспорту мотор выдавал 75 л.с., на деле его мощность превышала 80 сил.
С этим двигателем компактный и относительно легкий Москвич-412 (13,9 кг/л. с.) заставлял краснеть куда более престижную 21-ю Волгу (19 кг/л. с.), и даже ГАЗ-24 (15,5 кг/л. с) был ему не соперник. Кроме того М-412 помог советским спортсменам добиться весьма серьезных результатов в мировых ралли-рейдах. Агрегат успешно выпускался вплоть до начала 2000-х, и сумел побывать под капотами многих отечественных машин.
ВАЗ-2101
Поворотным моментом в нашем автомобилестроении стало начало производства ВАЗ-2101 в 1970 году. Автомобиль являлся лицензионной копией итальянского Fiat 124 и принес в нашу страну множество передовых технологий. Впрочем, назвать 124-ку самой прогрессивной машиной тех лет, значит покривить душой. Но по совокупности качеств, и исходя из экономической и политической обстановки, выбор пал именно на Фиат.
Вместе с машиной шел довольно архаичный нижневальный мотор с чугунным блоком цилиндров. По своим характеристикам он уступал тому же М-412 и советскую сторону не устраивал. В итоге итальянцам пришлось серьезным образом переделать свой двигатель: он получил чугунный блок цилиндров, алюминиевые поршни и ГБЦ с верхним расположением клапанов. В общем благодаря упорству советской делегации, в стране появился вполне современный 4-цилиндровый верхневальный двигатель, ставший де-факто основным советским легковым мотором на долгие годы вперед.
ВАЗ-2108
Второе пришествие импортных автомобильных технологий в СССР, состоялось с началом разработки ВАЗ-2108. Этот автомобиль для нашей страны стал во многом первым: первый переднеприводный, первый с кузовом хэтчбек, первый с поперечным расположением двигателя. Мотор разрабатывался совместно со специалистами Porsche и получил бесконтактную систему зажигания, 8-клапанную ГБЦ с непосредственным приводом клапанов от распредвала, ременный привод ГРМ, усовершенствованные клиновидные камеры сгорания, лицензионный двухкамерный карбюратор Solex и многие другие нововведения. На выходе получился очень компактный агрегат с низким уровнем шума и высокой экономичностью. Безусловно на тот момент ВАЗ-2108 являлся лучшим советским мотором.
В базовом исполнении с объемом 1,3 л двигатель выдавал 64 л.с. Однако с тех пор он неоднократно эволюционировал. Вскоре мотор примерил 16-клапанную ГБЦ, впрысковую систему питания, фазовращатели и т.д. Выпускается он и по сей день, и кажется на покой не собирается.
ЗМЗ-406
Все рядные 4-цилиндровые советские двигатели имели один существенный недостаток — 8-клаппанные головки блока. Между тем за рубежом уже активно применялись двухвальные многоклапанные ГБЦ, которые давали существенную прибавку в мощности и экономичности.
В конце 1980-х специалисты Заволжского моторного завода приступили к созданию нового среднелитражного двигателя с 16-клапанной ГБЦ и инжекторной системой питания с электронным блоком управления. Первый прототип будущего ЗМЗ-406 появился в 1989 году. Предназначался он для перспективной полноприводной Волги ГАЗ-3105 и для других автомобилей Горьковского автозавода.
Развал страны надолго отложил старт серийного производства, и только в 1996 году свет увидели первые товарные образцы. В базовой модификации ЗМЗ-406 имел объем 2,3 л и развивал 130 л.с. Вскоре на его основе появились вариации ЗМЗ-405 и ЗМЗ-409 с увеличенным рабочим объемом и мощностью. Моторы 406-го семейства зарекомендовали себя как довольно качественные и надежные агрегаты, способные ходить 500 и более тыс. км.
Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!
Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов
Читайте также: