Как и обещала, теперь мы разберёмся, почему ни одна письменность, и глаголическая в том числе, не может возникнуть "сама по себе". Для этого нам придётся вернуться к истокам и рассмотреть, так сказать, генезис письменности в целом и славянской в частности.
Итак, сначала, как все знают, было слово. Но довольно скоро люди начали испытывать потребность передавать слово не только устно, но и письменно. Так появился самый первый вид "письменности" — пиктография или рисуночное письмо, к которому можно отнести наскальную живопись и граффити.
Письмом его, конечно, можно назвать весьма условно, потому что рисунок отражает лишь общее содержание сообщения, но не передаёт специфику языка, носителем которого являлся «художник».
Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской, маргушской (маргианской) и др. Однако, пиктограммы никуда не делись из нашей жизни, «эволюционировав» до дорожных знаков, компьютерных иконок, смайликов и эмодзи.
В силу своей неоднозначности, многовариантности и малой практической пользы, пиктография постепенно трансформировались в идеографию. При таком виде письменности за рисунком, вернее, знаком (идеограммой), закреплялась некая идея (в отличие от пиктограммы, изображающей конкретный предмет). Именно к идеографии относится такой ранний вид собственно письменности, как иероглифы.
За иероглифом может скрываться звук, слог, часть слова или целое слово.
Наиболее известной древней иероглифической письменностью являются, конечно же, египетские иероглифы, и там же, на территории Египта, была обнаружена т.н. «Палетка Нармера» — переходная ступень от рисуночного письма к иероглифическому.
Между тем, в том или ином виде письменность начинает распространятся: в северо-западном Индостане на основе идеографической письменности возникает древнейший известный алфавит — «письменность долины Инда»; в Шумере появляется и развивается клинопись; своя письменность появляется в Вавилоне, на Крите, у хеттов, китайцев… Большинство этих письменностей носят иероглифический и/или слоговой характер.
Наконец, около XV века до н. э возникает финикийская письменность, одна из первых засвидетельствованных в истории человечества систем фонетического письма (т.е. такого письма, где графический знак привязан к определённому звучанию). Именно финикийский алфавит лёг в основу многих известных нам сегодня письменностей.
Теорий происхождения этого алфавита множество, однако все они основываются на том или ином виде иероглифического письма — египетском, синайском, критском, библском и т.д. Не так важно, что было до — гораздо интереснее, что случилось после.
А после финикийское письмо эволюционировало в другие системы письма, дав начало нескольким ветвям письменностей, включающих в себя арамейскую (к которой можно отнести такие алфавиты как еврейский, арабский, армянский, грузинский и др.) и, что важно, греческую.
Именно из греческого алфавита произошли хорошо известные всему миру латиница и кириллица. Первая развилась из греческого алфавита через этрусский, а вторая является авторской и создана специально для распространения христианского учения на славянских землях.
Таким образом, любая существующая сегодня письменность прошла определённые этапы развития (не считая, пожалуй что, письменность донгба , которой владеют лишь нескольких десятков пожилых представителей народа наси, живущего в предгорьях Тибета — они до сих пор пользуются пиктограммами). Более того, большинство известных нам алфавитов являются прямыми потомками других, более древних, основанных на идеографических письменностях.
Получается, что ни одна письменность не может возникнуть «сама по себе» — у каждой найдётся достойная родословная, которой позавидует любое благородное семейство. Условное исключение составляют, разве что, авторские алфавиты. Но, как мы видим на примере той же кириллицы, авторы тоже берут свой алфавит не «из головы», ориентируясь на определённые образцы и историю всей письменности в целом.
А теперь давайте вернёмся в самое начало — к вопросу «Почему глаголическая буква не может быть просто глаголической, а обязательно должна быть либо греческой либо семитской?».
Как уже говорилось, согласно основной научной гипотезе, глаголица является авторским алфавитом, а свидетельств письменности у славян до её появления не обнаруживается. Следовательно, авторы глаголицы должны были опираться на уже существующие письменности. На какие именно — это пока вопрос открытый. Теорий довольно много, о некоторых из них я уже писала. Среди возможных алфавитов учёные называют грузинский церковный алфавит, греческую скоропись, еврейскую азбуку и т.д. Что вновь неизбежно возвращает нас к финикийскому алфавиту.