Найти тему
Okko

«Следи за собой, будь осторожен»: Каким получился сериал «Класс ’09»

На Hulu, чей контент от сезона к сезону стремительно набирает популярность и качество, вышли три эпизода неторопливого триллера об одном экспериментальном выпуске агентов ФБР, которые из лучших побуждений воплотили в жизнь антиутопию и наглядно продемонстрировали, что если страна «величайшая» и «безопасная», то она к тому же еще наверняка тоталитарная. Рассказываем об амбициозной сериальной новинке.

Кадр из сериала «Класс ’09», реж. Джо Роберт Коул, Стивен Каналс, Суну Гонера, 2023
Кадр из сериала «Класс ’09», реж. Джо Роберт Коул, Стивен Каналс, Суну Гонера, 2023
-2

В далеком 2009 году в одном учебном классе Академии ФБР в Куантико встречаются набранные по всем правилам дайверсити и выдернутые из самых разных сфер жизни нетипичные новобранцы. Решительно изменить вектор своей карьеры отважились медсестра Эшли Поэт (Кейт Мара) из клиники для душевнобольных с феноменальной эмпатией, адвокат Дэниел Ленникс (Брайан Дж. Смит) с очень амбициозной родней и надеждами на политическое будущее, страховщик Тэйо Майклс (Брайан Тайри Генри) с обостренным чувством справедливости, полицейский Мёрфи (Джейк Макдорман) с расистскими стереотипами и хорошей физподготовкой и Ур Назари (Сепиде Моафи) — молодая иранка, чьи родители сбежали в США, после того как на родине их пытали из-за книг о Советском Союзе. В 2023-м их выпуск называют выдающимся — Поэт станет грозой коррумпированных копов. Страховщик Майклс с напарницей выходит на след крупнейшей террористической организации, цель которой — агенты ФБР. А Назари разрабатывает не имеющую аналогов систему оценки угроз на основе ИИ — умную и опасную базу данных со способностью к прогнозированию. К 2034-му иллюзии об идеальном мире без преступлений и полной прозрачности всех для всех развеются, и Поэт с биомеханическим глазом будет блуждать по миру антиутопии в поисках той тропинки, на которой они свернули не туда, а Майклс — примерять суровый и печальный образ диктатора.

-3

Новый сериал от шоураннера Тома Роба Смита, сценариста второго сезона «Американской истории преступлений», посвященного деталям убийства Джанни Версаче, и мини-сериала «Лондонский шпион», амбициозно стартует сразу в трех временах, щеголяя вычурной драматической структурой. Основные персонажи также параллельно действуют в трех ипостасях: как новобранцы школы ФБР в 2009-м, как бывалые и рьяные служители закона перед лицом могущественного противника в 2023-м и как наломавшие дров ветераны, которым предстоит бороться с последствиями своих импульсивных, совершенных в зените славы решений, в 2034-м. У каждой линии свои история, настроение и стилистика, что одновременно и амбициозно, и уж очень рискованно — как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий зритель проберется через три хмурые смертельно серьезные завязки в холодных серо-синих тонах прошлого и не менее стерильных и безжизненных интерьерах будущего. Зато драматургический замах этой же амбициозностью завлекает самых стойких: своей обстоятельностью в прорисовке характеров и основательностью «Класс ’09» напоминает культовую «Прослушку», а любовью к изощренным временным параллелям, драматургическим реверсам и головоломкам с участием искусственного интеллекта явно кивает в сторону «Мира Дикого Запада».

-4

К третьей серии большинство загадок и лакун еще остаются незаполненными, но уже вырисовывается сложный триптих о прошлом, настоящем и будущем правосудия. В каждом новом десятилетии в героях будто остается всё меньше жизни, эмоций и способности ошибаться, но, отринув человеческое, с его ошибками, неравенством, расизмом и прочими вековыми проблемами, стражи порядка всё больше погружают мир во тьму. Впрочем, вопрос, почему же будущее не оказалось светлым, пока еще остается открытым. Пока же творение Смита больше всего напоминает чрезвычайно кинематографичную, срисованную с фильмов Дэвида Финчера компьютерную игру Detroit: Become Human («Детройт: Стать человеком»), в которой три главных героя-андроида обретали способности чувствовать, любить и не подчиняться воле своих создателей. Герои Смита пока, кажется, уверенно движутся в обратном направлении: от яркой индивидуальности к серым героям-функциям в униформе, но что же ждет их в финале — пока для простых смертных выглядит непрогнозируемо и интригующе.