Найти тему
MONSTARS

Эмоциональный интеллект: как он работает на эффективность команды

В наше непростое время, пожалуй, самыми востребованными специалистами остаются психологи. Чего они только не придумали, чтобы облегчить жизнь, а может, наоборот, вовлекают нас в свои психологические игры? Новые термины, практики, открытия – зачем нам все это? Последнее десятилетие в менеджменте и психологии активно обсуждается вопрос эмоционального интеллекта, в том числе в качестве одного из важнейших и актуальных soft skills. Что это такое, и как это поможет в работе вашей команды – разбираемся вместе с Екатериной Димарчук, СЕО коммуникационного агентства MONSTARS.

Краткий ликбез 

Эмоциональный интеллект (EQ) – это совокупность навыков, которые позволяют осознавать, понимать и анализировать собственные эмоции и чувства других людей, а главное – использовать эти навыки при общении и взаимодействии с другими. Рациональный или когнитивный интеллект – это сознание, умственные способности, которые включают логическое мышление, возможности к обучению, обобщению информации, умение применять опыт, навыки, знания для управления собой и различными ситуациями. 

Чем эмоциональный интеллект отличается от рационального:

·      Эмоции могут быть негативно или позитивно окрашены;

·      EQ всегда работает над чувствами, а не просто воспринимает их;

·      EQ помогает развивать эмпатию, интуицию, управление эмоциями;

·      Именно EQ определяет ту или иную эмоциональную тональность при общении с другими людьми;

·      EQ отвечает за развитие личных и социальных навыков.

Современные психологи считают, что эмоциональный интеллект складывается из 9 уровней, которые составляют своеобразную пирамиду. На ее вершине эмоциональное единство, на пути к которому, человек развивает эмоциональные и когнитивные навыки – необходимые ресурсы для достижения успеха в межличностных и профессиональных сферах жизни. Итак, разберем каждый этап подробнее:

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

Эмоции в работе с командой – хорошо или плохо? 

Ежедневно в работе нам приходится сталкиваться с большим количеством раздражающих факторов: нарушение сроков, изменения в планах, новостная повестка, которая влияет, так или иначе, на всех, межличностные конфликты, напряженные рабочие отношения. Причин для переживаний может быть много, а если неприятности идут нескончаемым потоком, такая ситуация может сказаться на эмоциональном фоне и поведении человека. Это, в свою очередь, может привести к определенным последствиям в работе: 

·      снижение продуктивности;

·      сложности в управлении гневом;

·      снижение морального духа;

·      эмоциональное выгорание. 

Такие проблемы у одного члена команды могут повлечь за собой упаднические настроения у коллег. Разочарование, злость, фрустрация, нервозность, раздражение – такие эмоции могут появиться даже у самых ценных и проверенных людей из команды. Как разрешить кризис и помочь справиться с негативными чувствами? Всегда ли эмоции в работе – это плохо, и если нет, то какие именно можно использовать для повышения эффективности?

Самоанализ, или кто виноват? Команда начинается с себя, точнее с каждого. Как было бы прекрасно, если бы каждый мог задавать себе вопросы: «Как я общаюсь с коллегами?», «В чем моя ответственность?», «Какие эмоции я несу в команду?», «Как мое настроение влияет на рабочий процесс?». Фиксировать и анализировать собственные эмоции – одно из самых важных и первых правил в командной работе.  

Разговор тет-а-тет. Часто конфликты возникают из-за непонимания, невнимания к коллегам. Иногда достаточно проявить эмпатию, поставить себя на место другого, понять причины и мотивы эмоций. Для этого нужно общаться, говорить, слушать.

Избегать обвинений. Люди могут видеть одну и ту же ситуацию очень по-разному. Это связано, в том числе с разным уровнем развития эмоционального интеллекта, или его отсутствием. Первое, что можно сделать, чтобы помочь – не обвинять, а выслушать иную точку зрения, разделить эмоции другого человека, позволить выразить чувства. Так будет проще помочь разобраться и решить проблему.

Фидбек и критика. Умение принимать критику в свой адрес – один из навыков EQ. Терпение, управление гневом, принятие иной точки зрения – вот только некоторые способности, которые можно и нужно развивать в себе для того, чтобы адекватно воспринимать критику. Не менее важно уметь давать ответ, реакцию на различные ситуации и поведение коллег – пожалуй, самым необходимым навыком здесь можно назвать эмпатию. Ставьте себя на место другого, и вам будет проще понять мотивы его поступков.

Искренность. Одно из самых притягательных и обезоруживающих качеств. Отсутствие недосказанности, открытость, простота и понятность в отношениях. Искреннему человеку проще извиниться и признать ошибки, в свою очередь, команде проще принять такого человека, легче простить и получить адекватный фидбек, в случае необходимости. 

Взять паузу. В команде каждый может допустить ошибку, главное вовремя остановиться и не дать эмоциям взять верх. Легче всего вспылить, вылить гнев на коллег, найти виноватого. Но для эффективной работы, в том числе для управления эмоциями других, лучше выждать время и вернуться к решению проблемы в более спокойном состоянии.

Зачем эмоции руководителю?

Популярное мнение о том, что эмоциям не место на работе – большое заблуждение. Бизнес – это, в какой-то степени, процесс взаимодействия между людьми, а эмоции – неотъемлемая часть любых человеческих отношений. Важно, какие именно эмоции вы будете приносить в эти взаимоотношения, в том числе в общение с командой, и какое влияние они оказывают на окружающих.

Формирование эмоционального состояния команды – это, как ни странно, коллективная работа. Однако, руководитель – главный в этом процессе. Именно от него зависит то, как будет сформирован не только рабочий, командный дух, но и какая эмоциональная картина будет складываться в коллективе.

Руководитель способен задавать настроение, увлекать идеями, заряжать той или иной эмоцией, воодушевлять, поощрять, дисциплинировать, стимулировать здоровую конкуренцию и соревновательность. Однако, есть разница между эмоционально компетентным и некомпетентным руководителем. В первом случае эмоции используются как инструмент осознанно, для достижения целей, повышения эффективности, помощи команде. Во втором – эмоции управляют поведением, и такой босс может, например, хлопнуть по плечу, а может и повысить голос, не отдавая отчет, зачем и почему он это делает.

Руководитель – такой же член команды, только на нем больше ответственности, обязанностей, его спектр внимания и принятия решений гораздо шире, чем у других коллег. Поэтому эмоциональный интеллект нужен руководителю, прежде всего, для сохранения собственного психологического здоровья. На протяжении рабочего дня (нередко и после), руководитель испытывает массу эмоций, часто, в большей степени, негативных. Многие привыкли не обращать внимание на собственные чувства – сдерживают, подавляют, «стирают» эмоции из повседневного рабочего обихода. Но дело в том, что чувства и эмоции не уходят в никуда – они остаются в теле, оседают в виде головной боли, повышенного давления, а через годы – в виде инфарктов и инсультов (мы все не молодеем, к сожалению).

Помимо влияния на физическое состояние, постоянное сдерживание эмоций может привести к тому, что человек становится эмоционально выхолощенным, теряет способность испытывать и проявлять свои чувства. Нередко эту проблему пытаются решить за счет увлечения экстремальными видами спорта, быстрой ездой на авто, мотоцикле – ведь эмоции необходимы, а получить их в обычной жизни все сложнее. Есть ли еще какие-то доводы в пользу развития эмоционального интеллекта для руководителя? Напишите в комментариях, поделитесь опытом.

Выход есть: упражнения для развития EQ 

-11
-12
-13

Выводы

Подводя итог такому большому и непростому разговору, хочется еще раз отметить, что эмоции касаются всех членов команды. Каждый вносит свой вклад в эмоциональную стабильность коллектива, каждый отвечает за свои действия, в первую очередь, перед собой и своим психологическим здоровьем. 

 

Не стоит забывать и о том, что все мы живем и работаем в одной новостной повестке, в условиях турбулентности экономики, ограничений семейного бюджета, срыва планов и множества других, личных сложностей. Поэтому каждый может контролировать тот эмоциональный фон, который он приносит в команду. Вовремя зафиксировать кризисные состояния, усталость, выгорание и начать работу над собой, над собственным эмоциональным интеллектом. Это относится ко всем членам команды – и к линейному менеджеру, и к руководителю.  

Больше о эмоциях в работе в наших соцсетях:

MONSTARS MOSCOW

MONSTARS