Найти в Дзене
КИНОДОРОГА

«Атака клонов» в первом советском блокбастере «Весна»

Кадр из фильма «Весна»
Кадр из фильма «Весна»

Трудно поверить, но в далеких 30-х годах прошлого века в Советском Союзе шли настоящие споры среди деятелей искусств — нужно ли советскому народу смешное кино. Толчок к этой дискуссии дал Сталин, отметив, что народ любит жизнерадостное искусство. Осенью 1932 года прошло специальное совещание, где кинематографистам рекомендовали снимать смешное.

Итогом стало создание первой советской музыкальной комедии с Утесовым и музыкой в стиле джаз — «Веселые ребята». Комедия, ставшая любимой в народе, а также одной из любимых комедий вождя, повлекла за собой создание таких советских блокбастеров как «Цирк», «Волга-Волга» и «Весна».

На последнем фильме мы сегодня и остановимся.

Режиссер Григорий Александров — это один из ведущих режиссеров своего времени, создававший кино, любимое народом. Любили за его легкость, простоту и невероятные на тот момент съемки.

Постер фильма «Весна»
Постер фильма «Весна»

Неудивительно, ведь режиссер учился мастерству не только у нас, но и на западе и применял в своих фильмах уникальные техники, достаточно прорывные для своего времени (примеры, можете найти в интернете). А если еще взять во внимание тот факт, что его женой была Любовь Орлова — одна из лучших актрис советской эпохи, которую он снимал в каждом своем фильме, то фильмы становились настоящими, как бы сейчас сказали, «бэнгерами».

«Весна» — это удивительное кино

По сути, перед нами — типичная комедия положений, где одного человека путают с другим, и начинается настоящий «сыр-бор». Но если копнуть глубже, то перед нами —классический взгляд на элиту того времени, на людей которые, создают современную культуру, обратная сторона глянца, к которому стремятся многие. Если говорить примерами, то перед нами —советский вариант «Сладкой жизни» Фелини или «Великой красоты» Сорентино, только с музыкой и песнями. И эта веселость уводит от достаточно серьезной темы, которая идет невидимой нитью, что ты выбираешь: иллюзию или реальность.

Очень интересным флером отдает фраза Сталина: «Незаменимых людей не бывает», когда мы встречаем клонов знаменитых писателей. Но это уже совсем другая история.

Кадр из фильма «Весна»
Кадр из фильма «Весна»

Фильм красив и масштабен. Москва блестит и сияет. Город в движении. И это бесконечное действие — кто-то куда торопится, кто-то что-то делает, тут поют, там танцуют, репетируют, снимают — это все задает тон фильму. Кажется, что Александров изобрел каноны жанра «блокбастер», который как жанр появится только в 70-х на недружественном Западе.

При этом явно заметно, что фильм создавался не только для советского зрителя, но и для проката за рубежом. Слишком уж прекрасная показана московская жизнь. Просторные квартиры, домработницы, великолепные автомобили. Все это не вяжется с образом послевоенной Москвы. Но это отлично вяжется с образом страны победившего коммунизма. И, наверняка, благодаря этим элементам, в диалогах персонажей вы не встретите зерна идиологии, которе были характерны для фильмов той эпохи.

Фильм стоит смотреть исключительно в реставрированной версии, поскольку в классической ч/б ленте (ч/б лентой фильм сделали нарочито по просьбе Орловой, поскольку ч/б кино скрывало возраст артистки) очень отвратительный звук. Большинство диалогов, а уж тем более песен сложно воспринимать на слух.

Кстати, о песнях. Автор слов многих песен — Михалков, а музыки —Дунаевский. В итоге перед нами — мощнейший блокбастер советского времени, который способен перенести в советскую эпоху и показать все лучшее, что в ней было. А было ли? Ну, это уже другой вопрос.