В конце 90-х годов XX в. вооруженные силы Турции вели ожесточенную борьбу с отрядами боевиков Курдской рабочей партии. Кровопролитные бои происходили в горной местности на юге Турции, где практически единственным средством, которое турки могли использовать для транспортировки войск и боевой техники, были многоцелевые вертолеты.
С появлением у боевиков тяжелого зенитного вооружения (крупнокалиберных пулеметов с переносных зенитных ракетных комплексов) для защиты многоцелевых вертолетов понадобились мощные боевые вертолеты. Для приобретения таких вертолетов Министерство обороны Турции провело международный конкурс, в котором наряду с западноевропейскими и американскими фирмами участвовало и российское АООТ «Камов», представившее боевой вертолет на базе Ка-50.
Ка-50-2 «Эрдоган» представляет собой результат совместной работы АООТ «Камов» и израильской фирмы IAI (Israel Aircraft Industries Ltd). Российская сторона разработала и изготовила собственно вертолет, а израильтяне оснастили его авионикой и некоторыми системами вооружения, соответствующими стандартам НАТО. Фирма IAI — достаточно серьезное предприятие, известное в первую очередь оснащением авионикой истребителя «Кфир» израильских ВВС. Из последних работ фирмы особо выделяется выполнение контракта с индийскими ВВС на модернизацию вертолетов Ми-24 и истребителей МиГ-27.
В 1996г. Министерство обороны Турции объявило тендер на закупку 145 вертолетов на сумму около 5 млрд. долл. К началу конкурса совместная деятельность российских и израильских специалистов превратила Ка-50 в принципиально новую двухместную машину. Переработке подверглись практически все узлы и агрегаты вертолета, была изменена кабина и установлены новое вооружение и электронное оборудование. Естественно. все это «влетело в копеечку» и без того небогатому российскому предприятию.
Получившаяся в результате машина была выставлена в 1999 г. на турецкий конкурс, на котором сошлись «в смертельной битве» все лучшие в мире образцы ударных вертолетов. От США участвовали вертолеты АН-1 «Кинг Кобра» фирмы «Белл» и АН-64 «Лонгбоу Апач» фирмы «Макдоннелл- Дуглас». Европейский консорциум «Еврокоптер» выставил своего «Тигра», а итальянское предприятие «Агуста» — ударный вариант вертолета А.129 «Мангуст».
Первый этап конкурса российско-израильская разработка выдержала с успехом. Все турецкие летчики, пилотировавшие вертолет, отметили необычно легкое управление машиной и высокую маневренность, особенно в условиях высокогорья. отметили необычно легкое управление машиной и высокую маневренность, особенно в условиях высокогорья.
А дальше в дело вмешалась политика. Естественно, стране-члену НАТО, коей является Турция, необходимо во многом ориентироваться на лидера этой организации. Иное воспринималось бы неестественно. Именно это во многом предопределило победу «Кинг Кобры» фирмы «Белл». Впрочем, справедливости ради надо отметить, что «Эрдоган» — еще не испытанная в боях разработка, в то время как боевой дебют «Кинг Кобры» состоялся еще во время вьетнамской войны. В общем, победителем была объявлена фирма «Белл», на чем вроде бы все и закончилось. Однако объявление победителя прозвучало как-то невнятно: без восторженных пресс- релизов и торжественных ланчей по поводу победы.
Летом 2003 г. жизнь мирового авиастроительного сообщества основательно встряхнуло сенсационное известие: по сообщению израильских СМИ, Анкара пересматривает итоги вертолетного соревнования. Такое решение было принято по следующим причинам. Во-первых, застой в экономике Турции и уменьшение в связи с этим бюджетных ассигнований на военные нужды; во-вторых, якобы невыполнение американцами одного из условий тендера — передачи турецкой стороне лицензии на право производства вертолета «Кинг Кобра» с правом продажи третьим странам. Ситуация усугубляется еще и тем, что россияне, по некоторым сообщениям, вроде бы готовы передать туркам лицензию на производство высокоточного комплекса управляемого вооружения «Вихрь» — одного из самых эффективных видов авиационного оружия в мире. Условие передачи лицензии — победа «Эрдогана» в вертолетном конкурсе. Так что продолжение, видимо, следует...
Ка-50-2 может нести вооружение общим весом до 2,5 т. Базовый комплект включает в себя ПТУР, ракеты «воздух-воздух», пушку и пусковые установки НУР. С таким вооружением Ка-50-2 может использоваться для решения следующих боевых задач:
- уничтожение танков и легкобронированных целей, для чего вертолет оснащен сверхзвуковыми ПТУР «Вихрь» с дальностью поражения наземных целей до 8 км;
- ведение разведки наземных целей. Для этого
на вертолет устанавливаются стабилизированные телевизионный и инфракрасный сенсоры, позволяющие определить цель на дистанции 20 км в дневное и 13 км в ночное время;
- непосредственная огневая поддержка наземных войск;
- уничтожение воздушных целей ракетами «воздух- воздух».
Высокая живучесть Ка-50-2 обеспечивается наличием высокоэффективных защитных систем, главными из которых являются следующие:
- круговое бронирование кабины, обеспечивающее защиту от 12,7-мм бронебойных пуль и от осколков 23-мм снарядов;
- экранирование двигателей, уменьшающее интенсивность ИК-излучения и, тем самым, вероятность поражения ракетами с ИК-головкой наведения;
- система аварийного спасения экипажа, в которую входят катапультируемые кресла К-37-800 и система отстрела лопастей.
С точки зрения конструкции Ка-50-2 является глубокой модернизацией вертолета Ка-50. От прототипа Ка-50-2 отличается прежде всего измененной компоновкой пилотской кабины: в ней установлены два кресла, расположенные друг за другом по схеме «тандем». Кроме того, 30-мм авиапушка 2А42 установлена в подвижной турели, что обусловлено условиями конкурса.
Фюзеляж изготовлен из алюминиевых сплавов и полимерных композиционных материалов (органический пластик, карбон-фибер пластик, сотовый наполнитель). Хвостовое оперение состоит из вертикального и горизонтального стабилизаторов, на концах которых установлены широкие аэродинамические гребни.
Ка-50-2 имеет небольшие крылья, которые обеспечивают дополнительную подъемную силу и служат для подвески различного вооружения и топливных баков. Шасси трехстоечное — носовая и две задние стойки, которые в полете убираются в фюзеляж. Силовая установка включает два газотурбинных двигателя ТВЗ-117ВМА, развивающих взлетную мощность по 2200 л.с.