Найти тему

Боевые вертолеты мира: КА-50-2 «ЭРДОГАН»

Картинка из  свободных источников
Картинка из свободных источников

В конце 90-х годов XX в. вооруженные силы Турции вели ожесточен­ную борьбу с отрядами боевиков Курдской рабочей партии. Кровопро­литные бои происходили в горной местности на юге Турции, где практически единственным средством, которое турки могли использо­вать для транспортировки войск и боевой техники, были многоцеле­вые вертолеты.

С появлением у боеви­ков тяжелого зенитного вооружения (крупнокали­берных пулеметов с переносных зенитных ракетных комплексов) для защиты многоцелевых вертолетов понадобились мощные боевые вертоле­ты. Для приобретения таких вертолетов Мини­стерство обороны Турции провело международный конкурс, в котором наряду с западноевропейскими и американскими фирмами участвовало и российское АООТ «Камов», предста­вившее боевой вертолет на базе Ка-50.

Ка-50-2 «Эрдоган» представляет собой результат совместной работы АООТ «Камов» и израильской фирмы IAI (Israel Aircraft Industries Ltd). Российская сторона разработала и изготовила собственно вертолет, а израильтяне оснастили его авионикой и некоторыми системами вооружения, соответствующими стан­дартам НАТО. Фирма IAI — достаточно серьезное предприятие, известное в первую очередь оснащени­ем авионикой истребителя «Кфир» израильских ВВС. Из последних работ фирмы особо выделяется выпол­нение контракта с индийс­кими ВВС на модерниза­цию вертолетов Ми-24 и истребителей МиГ-27.

В 1996г. Министерство обороны Турции объявило тендер на закупку 145 вертолетов на сумму около 5 млрд. долл. К началу конкурса совместная деятельность российских и израильских специалистов превратила Ка-50 в принципиально новую двухместную машину. Переработке подверглись практически все узлы и агрегаты вертолета, была изменена кабина и установлены новое вооружение и электронное оборудование. Естествен­но. все это «влетело в копеечку» и без того небогатому российскому предприятию.

Получившаяся в резуль­тате машина была выстав­лена в 1999 г. на турецкий конкурс, на котором сошлись «в смертельной битве» все лучшие в мире образцы ударных вертоле­тов. От США участвовали вертолеты АН-1 «Кинг Кобра» фирмы «Белл» и АН-64 «Лонгбоу Апач» фирмы «Макдоннелл- Дуглас». Европейский консорциум «Еврокоптер» выставил своего «Тигра», а итальянское предприятие «Агуста» — ударный вариант вертолета А.129 «Мангуст».

Первый этап конкурса российско-израильская разработка выдержала с успехом. Все турецкие летчики, пилотировавшие вертолет, отметили необычно легкое управле­ние машиной и высокую маневренность, особенно в условиях высокогорья. отметили необычно легкое управле­ние машиной и высокую маневренность, особенно в условиях высокогорья.

А дальше в дело вмеша­лась политика. Естественно, стране-члену НАТО, коей является Турция, необходи­мо во многом ориентиро­ваться на лидера этой организации. Иное восприни­малось бы неестественно. Именно это во многом предопределило победу «Кинг Кобры» фирмы «Белл». Впрочем, справед­ливости ради надо отметить, что «Эрдоган» — еще не испытанная в боях разработ­ка, в то время как боевой дебют «Кинг Кобры» состоялся еще во время вьетнамской войны. В общем, победителем была объявлена фирма «Белл», на чем вроде бы все и закончилось. Однако объявление победителя прозвучало как-то невнятно: без восторженных пресс- релизов и торжественных ланчей по поводу победы.

Летом 2003 г. жизнь мирового авиастроительного сообщества основательно встряхнуло сенсационное известие: по сообщению израильских СМИ, Анкара пересматривает итоги вертолетного соревнования. Такое решение было принято по следующим причинам. Во-первых, застой в экономике Турции и уменьшение в связи с этим бюджетных ассигнований на военные нужды; во-вторых, якобы невыполнение американцами одного из условий тендера — переда­чи турецкой стороне лицензии на право производ­ства вертолета «Кинг Кобра» с правом продажи третьим странам. Ситуация усугубля­ется еще и тем, что россия­не, по некоторым сообщени­ям, вроде бы готовы передать туркам лицензию на производство высокоточ­ного комплекса управляемо­го вооружения «Вихрь» — одного из самых эффектив­ных видов авиационного оружия в мире. Условие передачи лицензии — победа «Эрдогана» в вертолетном конкурсе. Так что продолжение, видимо, следует...

Ка-50-2 может нести вооружение общим весом до 2,5 т. Базовый комплект включает в себя ПТУР, ракеты «воздух-воздух», пушку и пусковые установки НУР. С таким вооружением Ка-50-2 может использовать­ся для решения следующих боевых задач:

- уничтожение танков и легкобронированных целей, для чего вертолет оснащен сверхзвуковыми ПТУР «Вихрь» с дальностью поражения наземных целей до 8 км;

- ведение разведки наземных целей. Для этого

на вертолет устанавливают­ся стабилизированные телевизионный и инфракрас­ный сенсоры, позволяющие определить цель на дистан­ции 20 км в дневное и 13 км в ночное время;

- непосредственная огневая поддержка назем­ных войск;

- уничтожение воздуш­ных целей ракетами «воздух- воздух».

Высокая живучесть Ка-50-2 обеспечивается наличием высокоэффектив­ных защитных систем, главными из которых являются следующие:

- круговое бронирова­ние кабины, обеспечиваю­щее защиту от 12,7-мм бронебойных пуль и от осколков 23-мм снаря­дов;

- экранирование двигателей, уменьшающее интенсивность ИК-излучения и, тем самым, вероятность поражения ракетами с ИК-головкой наведения;

- система аварийного спасения экипажа, в которую входят катапуль­тируемые кресла К-37-800 и система отстрела лопастей.

С точки зрения конструкции Ка-50-2 является глубокой модернизацией вертолета Ка-50. От прототипа Ка-50-2 отличается прежде всего измененной компоновкой пилотской кабины: в ней установлены два кресла, расположенные друг за другом по схеме «тандем». Кроме того, 30-мм авиапушка 2А42 установ­лена в подвижной турели, что обусловлено условиями конкурса.

Фюзеляж изготовлен из алюминие­вых сплавов и полимерных компози­ционных материалов (органический пластик, карбон-фибер пластик, сотовый наполнитель). Хвостовое оперение состоит из вертикального и горизонтального стабилизаторов, на концах которых установлены широкие аэродинамические гребни.

Ка-50-2 имеет небольшие крылья, которые обеспечивают дополнитель­ную подъемную силу и служат для подвески различного вооружения и топливных баков. Шасси трехстоеч­ное — носовая и две задние стойки, которые в полете убираются в фюзеляж. Силовая установка включает два газотурбинных двигателя ТВЗ-117ВМА, развивающих взлетную мощность по 2200 л.с.