Статья “Осторожно, дети. Чем опасен телефон для развития ребёнка”
Дело в том, что ребенок проходит несколько стадий развития, проходя этапы онтогенеза, гнозиса и праксиса. Элементы становления сенсорной интеграции и формирование нервной системы.
Развитие детей сопровождается определёнными последовательными этапами:
Нервно – психическое развитие состоит из:
1. Моторный (1 год) моторные навыки
2. Сенсорный (1-3 года) база формирования ВПФ
3. Аффективный (3-12 лет) становления характера
4. Идеаторный (12-18 лет) понятия, суждения, умозаключение, план поступка, формирование личности.
Необходимо учитывать также возрастную периодизацию психического развития ребёнка в процессе его становления как личности по Д.Б. Эльконину.
Развитие ЦНС. Онтогенез.
Также очень важно учитывать развитие областей головного мозга и его процесса формирования.
Мозг ребёнка формируется в определенной последовательности:
Нейропсихология – научное направление о структуре головного мозга с психическими процессами и поведением.
Классическая программа по нейро коррекции Александра Романовича Лурия основателя нейропсихологии включает в себя следующие этапы:
1. Дыхательная гимнастика
2. Кинезиологические упражнения
3. Межполушарное взаимодействия
4. Двигательные упражнения
5. Глазодвигательная гимнастика
Нейропсихологическая концепция анализа Александра Романовича Лурия основано на формировании функциональных блоков мозга.
1. Энергетический блок (тонус, бодрствование)
2. Операционный блок (система органов чувств)
3. Блок программирования психических процессов
В работе специалисты опираются на определённые принципы нейропсихологической коррекции.
Поговорим немного о сенсорной интеграции и сенсомоторной коррекции. Автором является Энн Джин Айрес.
Сенсорная интеграция это терапевтический метод направлен на работу с телом ребёнка.
Группа упражнений:
1. Зрительно-моторную координацию
2. Ориентация тела в пространстве
3. Тактильная чувствительность
Тем самым стимулируется работа органов чувств через различные сенсорные системы.
Сенсорная интеграция это специальная организованная среда для развития сенсорных систем то есть движение и речь через игру и обучение.
Цель получения адаптивного ответа.
Адаптивный ответ это обоснованный целенаправленный отклик на ощущение реакция тела. процесс реакция ощущения отклик, очень важна последовательность действий.
Праксис это двигательная активность способность выполнять движения по плану последовательность действий.
Вследствие нарушения праксиса возможны следующие диагнозы:
• Апраксия нарушения движения
• Диспраксия пониженный тонус
• СДВГ или гиперактивность
• Сенсорная дисфункция, отвлекаемость.
За праксис отвечает заднелобный отдел головного мозга.
Разновидности праксиса:
• Моторный – подражание, игры
• Кинестический – кубики, массаж, песок
• Зрительный – переключение внимания
• Идеаторный – план, последовательность
• Конструктивный – составление целого из частей
Системы сенсорной интеграции:
1. Вестибулярная – равновесие
2. Проприоцептивная – мышцы
3. Тактильная – ощущение тела
4. Висцеральная – дыхание
5. Зрительная – глаза
6. Обонятельная – нос, запахи
7. Слуховая – уши
8. Вкусовая – язык, рот
Сенсорная интеграция для ребёнка очень важна поскольку в его развитии происходит формирование стандартных блоков основных этапов.
• движение рук и ног
• движение тела
• дотягивание до предмета
• удержание предмета
• переворачивание
• поздно четвереньках
• сел
• пошёл
Очень обязательно учитывать сам процесс повтор упражнения закрепление что даёт образование новых нейронных связей. Интеграция всех ощущений происходит через нервную систему.
1. Вестибулярную
2. Мышечную
3. Суставную
4. Зрительную
5. Слуховую
6. Моторную
7. Равновесие
8. Координация
Ключевой возраст для развития сенсорной интеграции у ребёнка от 3 до 7 лет. К 10 годам завершается процесс формирования ключевых блоков.
Результат сенсо-моторной коррекции это образование новых нейронных связей в головном мозге ребенка способность его к обучению формирование интеллекта и высших психических функций.
Сенсо-моторное развитие это фундамент для развития когнитивных функций.
Беспорядок в мозге приводит к нарушению поведения и эмоциональной нестабильности у ребенка.
Таким образом движение это основа развития высших психических функций у детей речь, чтение, письмо, счет, обучение.
Это так важно для ребёнка!
Вот так простым языком и доступными словами я попыталась донести до вас, Уважаемые родители всю информацию о развитии детей, и процессах его становления.
Заметьте я ни разу не упомянула о слове сотовый телефон, потому что никакой пользы он не несёт наоборот только вред.
В развитии он абсолютно не участвует, он является лишь способом удовлетворения и успокоения волнения родителей, встревоженных за своё чадо, отсюда недоверие к ребёнку и чрезмерный его контроль.
А детство на самом деле это замечательное время, беззаботное время препровождения наполненное играми и друзьями. Живое общение, знакомство, игры в различные профессии.
Пусть ребёнку запомнится детство кто какое было у нас с вами. какое замечательное время было без компьютеров, сотовых телефонов, стационарный был не у всех, без планшетов.
По телевизору смотрели только союз мультфильм и старые добрые сказки. В конце статьи хочу провести блиц опрос, но для начала предложу альтернативу телефону, если вам нечем занять ребенка, то лучшее что вы можете дать ему в руки это.
• лист бумаги и ручка
• блокнот и карандаш
• игра тетрис
• кубик рубика
• пятнашки
• раскраска с фломастерами
• игры с наклейками
Если же вы находитесь на улице обязательно дайте ребенку:
• Мелки
• Мяч
• Нарисуйте игру в классики
• Пластилин
• Различные головоломки
• Силиконовые мякиши
Список подвижных игр:
1. Играй в мяч
2. Волейбол, баскетбол, футбол
3. Классики
4. Скакалка
5. Качели
6. Поиск сокровищ
7. Закапывание секретиков
8. Куклы, машинки,
9. Кубики, пирамидки
10. Музыкальные инструменты
11. Конструктор, мозаика
12. Жмурки
13. Догонялки
Просьба Уважаемые родители дополните список вашими играми из вашего детства. жду ваш вариант. Чем вам запомнилось детство?
Рекомендации отучайте детей от телефона, это вредная привычка и для них и для вас взрослых.
Вопросы ко всем:
• какую книгу последнюю вы прочли?
• какое стихотворение выучили?
• умеете ли вы вязать спицами или крючком?
• вы любите рисовать?
Вы наверное спросите зачем все эти вопросы? Для вас, дорогие мои читатели, потому что помимо телефона в жизни много интересного: природа, всё что вас окружает, различные хобби, занятия интересы, используйте всё в своей жизни!
А я отвечу вам, следующим образом, ведь взрослые это те же самые дети, у них тоже идёт развитие когнитивных функций процессов, нервная и эмоциональная стабильность и формирование социального поведения.
Поэтому впитывайте, применяйте, и дерзайте, выполняйте.
И ваш мозг и центральная нервная система скажет вам спасибо, если вы отключите себя и детей от телефона и сами будете пользоваться им гораздо реже чем обычно.
Благодарю вас за внимание. С уважением, ваш психолог Наталья Николаевна.
Будут вопросы, обращайтесь, всегда рада и готова вам помочь. Контакты на моей странице.
Автор: Дашунина Наталья Николаевна
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru