Павел Петрович Бажов – один из выдающихся русских писателей. Человек, который, говоря современным языком, стал популяризатором уральского фольклора, был его собирателем и певцом.
Наибольшую известность Бажову принесли его сказы, созданные на базе известных старинных преданий с использованием быта горняков, которым Бажов был окружен с детства. Родившийся в поселке Сысертский завод, недалеко от Екатеринбурга, Павел шел по пути духовному: окончил земскую школу, а позже – Екатеринбургское духовное училище и Пермскую духовную семинарию, однако в академию по этому направлению идти отказался. И устроился сперва учителем начальных классов, а позже, с переездом в большой город, учителем русского языка.
В 1923 году Бажов устраивается в свердловскую «Крестьянскую газету», где и начинает свой путь, как собиратель. Он перерабатывал письма читателей, приходящие в редакцию газеты, ездил в фольклорные экспедиции, общался с «заводскими стариками» в области. Он записывал все, скорее, как любопытный писатель, чем ученый-фольклорист. Тем интереснее выходили позже его работы.
В это же время (20-30-е годы) в краеведческом движении происходят постоянные столкновения, осложненные еще и всепоглощающей советской цензурой. Но Бажову с его «рабочим фольклором» удается пробраться сквозь тяжелый период. А к 1939 году он издает первую версию сборника «Малахитовая шкатулка» (в него входило 14 историй), который при жизни автора неоднократно пополнялся новыми сказами.
О творчестве Павла Петровича очень любопытно высказался профессор Марк Липовецкий, сказав, что Бажов сделал попытку создания, так называемого, «нового фольклора». Это действительно кажется весьма удачным наблюдением. Проза Бажова действительно в первую очередь художественная проза талантливого писателя, а уже после – способ рассказать старые истории, услышанные из уст уральского народа. Диалоги со сторожами и простыми рабочими на заводах, со случайными старухами в соседних домах, что ведают истории, которые им рассказывали еще их прародители – серьезный и громадный материал для вдохновения. И Павел Петрович отлично владел этим инструментом (вдохновением), как и искусные мастера его сказов.
Возвращаясь, к «Малахитовой шкатулке», стоит упомянуть один из главных сказочных образов, встречающийся в бажовских историях порядка десяти раз. Это, разумеется, Хозяйка Медной горы. Она же – Малахитница, дух Уральских гор и великая хранительница. Есть мнение, что Хозяйка – переработанный образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь. Самая же распространенная версия происхождения Малахитницы – образ «гения места» или «духа местности». Очевидно, места на Урале невероятные, раз их хранительница по преданиям представала так: «А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить. […]. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь…».
Персонажи Павла Петровича Бажова вообще сплошь колоритные: тут тебе и Серебряное копытце с драгоценными камнями, летящими из-под ножки, стоит лишь ею топнуть, тут и Бабка-Синюшка, местная Баба-Яга, получившая свое прозвище от «синюшного» болотного газа (частое на Урале явление), тут и Великий Полоз с Огневушкой-Поскакушкой – «всему золоту полный хозяин» и девчонка, танцующая над месторождением золота. Все они, включая и Хозяйку Медной горы, и Земляную кошку из «Кошачьих ушей» являются хуманизацией или персонификацией природных сил. Особенно интересно, как Бажов перекладывает все на рабочий быт, делая сказы еще ближе к простому народу.
Неудивительно, что сказы Павла Петровича несколько раз экранизировались, а персонажи вдохновляют на творчество художников, режиссеров и мультипликаторов до сих пор. Вдохновение преданиями одного человека породило вдохновение сказами многих и многих. Это ли не самое настоящее чудо #читать_не_вредно? Не самый ли настоящий мастер сам Бажов? Конечно же, мастер. И нам удивительным образом повезло, что он такой у нас был. Что он такой у нас есть!
Нравятся наши публикации?
Оставайтесь с нами! Ставьте лайк и подписывайтесь на «Дом, где живут книги»