Найти тему
АКИлогия

Российский комикс. Инструкция по применению

Оглавление

После успехов в прокате франшизы «Майор Гром», основанной на серии комиксов, можно ответственно заявить — этот жанр точно прижился на российской почве. Одним из заметных игроков рынка комиксов в России является издательство Alpaca. Мы попросили главного редактора Дмитрия Чинова поделиться собственным опытом и дать советы начинающим художникам и сценаристам.

— Дмитрий, с какими трудностями работы главреда комикс-издательства Вы сталкивались на старте и что помогло их решить?

— К счастью, к этой работе я приступил далеко не сразу. Все шло постепенно. Начинал я как продавец в магазине комиксов. Потом у нас появилось свое издательство, и я старался активно участвовать в его деятельности, предлагать идеи. Так уж вышло, что мне довелось запустить линейку отечественных комиксов, а потом вести ее и развивать. Когда-то давно, пару лет назад, главредом я мог называться лишь с натяжкой, так как в сравнении с зарубежными релизами отечественных произведений было невероятно мало.

Но, понятное дело, за последние пару лет все изменилось, российских работ стало намного больше. Теперь зарубежные тайтлы в меньшинстве, и почти вся работа издательства как раз состоит в «наших» проектах. И вот теперь началась настоящая работа, постоянная, ежедневная, местами тяжелая, но любимая.

Фото предоставлено издательством "Alpaca"
Фото предоставлено издательством "Alpaca"

— Что вдохновляло Вас развивать дело несмотря на трудности?

Возможность заниматься тем, что близко, что нравится. Реализовывать порой удивительные проекты, выпускать крутейшие издания, которые радуют большое количество людей. У меня диплом магистра юриспруденции, но больше этим заниматься не хочется — не мое.

— Alpaca выросла из магазина комиксов. Как возникла мысль открыть еще и издательство?

Практика далеко не новая, в том числе в России. Почти все издательства так или иначе вышли из магазина комиксов, либо наоборот — у издательства появляется свой магазин. Наш путь прост: сделали магазин, довели его со временем до ума, раскрутили, начали зарабатывать. Сама собой появилась идея попробовать сделать собственное издательство, с альтернативой, нестандартными лицензиями и всем, чего душа Антона Котова (нашего владельца) пожелает. Так и вышло. Ну а потом пошло-поехало.

— Насколько русские комиксы популярны у читателей? Какие герои особенно интересны?

Очень сильно зависит от конкретного проекта. Выпускать авторские работы, особенно начинающих или просто пока не очень популярных художников и сценаристов, — безумно неблагодарная вещь. Даже выпуская очень качественный проект, далеко не от новичка индустрии, всегда можно неожиданно упереться в потолок из 500 настоящих поклонников отечественного комикса. Огромное им спасибо, без них ничего бы не было, но если хочется большего, то порой нужно изобретать какое-то чудо или выходить за рамки целевой аудитории авторских отечественных проектов.

И тут помогают удивительные коллаборации, темы, герои. Например, серия про поэтов Серебряного века, которую мы теперь издаем совместно со SMART-библиотекой им. Анны Ахматовой. Или произведения по мотивам творчества Алексея Пехова, Ника Перумова, Андрея Белянина и других. Или первое за 30 лет переиздание культовых «Приключений Колобков».

Фото предоставлено издательством "Alpaca"
Фото предоставлено издательством "Alpaca"

— Что для вашего издательства в приоритете: картинка или сюжет?

Очень сложно выбрать. Мы выпускаем комикс только в том случае, когда хотя бы одному из редакции нравятся в произведении оба этих элемента. Наверное, рисунок чуть важнее, ради выдающегося визуала порой можно закрыть глаза (или хотя бы один глаз) на немного проседающий сценарий. Но лучше не выбирать и не проводить такого разделения. Комикс прекрасен тем, что там эти два элемента работают в симбиозе.

— С чего начать человеку, который хочет рисовать комиксы?

С базы. С пресловутых комиксов Скотта Макклауда («Переосмысление комиксов» и др.), это как книги Джуди Картер для стендап-комиков. Стоит походить по всевозможным фестивалям, ярмаркам, комикс-выставкам, пообщаться с уже известными и опытными художниками и сценаристами. Но самое главное, с большим отрывом, это насмотренность и начитанность.

Нужно читать ОЧЕНЬ много комиксов. Причем разных. Даже если ты хочешь делать сугубо авторские, смелые проекты, все равно необходимо ознакомиться с десятком-другим комиксов от Marvel и DC. То же самое работает наоборот. Хочешь супергероику делать? Дело твое, но не забудь ознакомиться со столпами BD и авторского комикса: там есть что почерпнуть.

Фото предоставлено издательством "Alpaca"
Фото предоставлено издательством "Alpaca"

— Как начинающему художнику получить работу в сфере комиксов? Стоит ли обращаться напрямую в издательства или надо ждать пока они сами тебя заметят?

Самое главное вести соцсети, хоть все сразу, и выкладывать там свои работы, а также участвовать во всех коллаборациях, которые только возможны. Их много в том же «ВКонтакте», и не только. Еще надо делать арты по популярным событиям. Участвовать во всех выставках, ярмарках, авторских аллеях[ММ1] . Попробовать сделать свой собственной комикс, обязательно в малой форме, сингл. Сделать клевое портфолио и предлагать. Но врать не буду, все это достаточно сложно, но пробиться вполне реально.

Порой то тут, то там нужен художник комикса или хотя бы обложки или, например, колорист. Часто проходят конкурсы этих пресловутых обложек. Например, у нас есть комикс «Харьганова пустошь» по циклу «Хроники Сиалы» Алексея Пехова. Мы долго не могли найти для него художника. И тут объявляем конкурс на обложку для знакового проекта «Цереб». И одна работа нас очень привлекла, мы написали художнику, предложили попробовать поработать над полноценным комиксом. И полетело! Парень подошел идеально, и бац! спустя какое-то время он художник большого, заметного проекта, получает первую, но далеко не последнюю публикацию. Все бывает.

Фото предоставлено издательством "Alpaca"
Фото предоставлено издательством "Alpaca"

— Можно ли зарабатывать, рисуя комиксы?

Рисуя? Да, конечно. Причем порой очень даже неплохо, хоть в столице, хоть в регионах. Будучи сценаристом? Не уверен. Шанс один из сотни.