Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Любовь фанатика ...

Тема статьи навеяна обсуждением с читателями.

Фанатизм - это психологическое состояние человека или социальной группы, заключающееся в слепом обожании некоего лица, символа и поклонение ему или некритичное принятие каких-то идей как своих собственных и следование им, пропаганда этих идей широкой общественности.

Фанатизм часто можно наблюдать по отношению к определённому политическому строю, религиозному течению, к определённой личности (если не касаться темы политики и религии, слепое обожание может быть направлено на какого-нибудь артиста, спортсмена или спортивную команду).

Сразу хочу разграничить фанатика и увлекающегося человека.

Увлекающийся человек может испытывать симпатии к какой-то личности (группе лиц), посещать мероприятия, которые она организует, интересоваться событиями, происходящими в её жизни, разделять какие-то взгляды, проявлять сочувствие, чему-то огорчаться, однако при этом его собственная жизнь не страдает, она наполнена событиями и идёт своим чередом.

У истинного фанатика же его страсть стоит на первом месте, делая всё остальное блеклым и несущественным. Его мышление становится туннельным, он следит каждый день за объектом своей страсти в соцсетях, наделяет его чем-то божественным, ходит на все концерты (если нет денег на билет, берёт кредиты), мечтает дотронуться до части тела своего кумира или взять от него на память какой-то фетиш (клочок одежды, вещь), мастурбирует на свои фантазии о кумире и т.д. Всё сознание фанатика заполняется этой фигурой, все мысли зациклены только на ней.

Подобное состояние захваченности сверхценным объектом или идеей является пограничным и может перейти в психоз, когда человек оказывается одержим другим. Развивается эротомания. Фанатик может быть убеждён, что носит ребёнка от объекта своих пламенных чувств, что чувства взаимны. Он может преследовать кумира или видеть его в других незнакомых людях, пытаться вступить с ними в связь. При столкновении с отвержением могут возникнуть идеи убийства объекта с возможным последующим самоубийством.

Человек с предпсихотической организацией нередко старается избегать близких контактов с тем, кто вызывает сильные чувства, из страха потерять остатки своего Я и психическое равновесие.

Погружаясь в фанатизм, личность фанатика стремится тем самым удовлетворить свои эмоциональные потребности, правда дезадаптивным способом.

Какие это потребности?

1. Потребность в принятии определённым лицом или группой лиц, объединённых общими воззрениями.

Так, например, у человека не ладятся дела на работе, в личной жизни, никто и никогда не проявлял к нему интереса, и вдруг на концерте певец тепло улыбается ему и тот думает: "Наконец-то нашёлся кто-то, кто выказывает мне симпатию, и не просто кто-то, а такая "величина". И раз мною заинтересовался этот "небожитель", авторитет, значит я всё-таки чего-то стою.

Принятие или иллюзия принятия становятся важнее любых недостатков кумира. Фанатик готов идти за ним по пятам хоть в огонь, хоть в воду.

2. Потребность во всемогущем спасителе.

Кумир становится прообразом идеального родителя, который, в свою очередь, "любит и принимает меня, с которым мы находимся в полном созвучии, консонансе".

Сюда примешиваются ещё и идеализация и идеи о духовном покровительстве: "у меня есть могущественная фигура, на которую я могу опереться".

3. Потребность в самоидентификации.

Человек мало что знает о своей индивидуальности, поэтому берёт за основу личность авторитетного лица, решая походить на него манерами, деталями внешнего облика, образом жизни, убеждениями, интересами. Соответственно, Я другого замещает его собственное Я.

4. Потребность избавиться от тревоги и тоскливого настроения.

Поскольку фанатику свойственно часто пребывать в состоянии дисфории, ему нужен "наркотик" для повышения настроения.

Чувства к кумиру, позитивный или эротический перенос приводят к гормональному всплеску, энергия либидо замещает тревожные мысли о смерти, о проблемах бытия и расцвечивает жизнь яркими красками.

5. Потребность в определённости.

В этой связи мне понравился комментарий читателя D Niii в Tg:

-2

Отдельное внимание хочу уделить особой форме фанатизма - благоговения перед одними авторитетами как форме протеста, бунта против других.

Эту мысль мне подсказал комментарий читательницы Kate. Привожу цитату:

-3

На фоне обиды, разочарования в собственных родителях, ребёнок, а потом и взрослый начинает искать других авторитетов. Эти авторитеты могут быть как схожи с родителями, так и выступать их антагонистами. Например, при верующих родителях человек отдаёт предпочтение кругу атеистов.

Однако выбор, сделанный под влиянием бунта, не приводит к личностной интеграции. Лишь примирение со всеми отщепленными частями может дать внутреннюю гармонию. И, тем не менее, пока человек этого не понимает, он будет жить в постоянном противостоянии. Отношения с родителями, а потом и с социумом приобретают садомазохистскую модель.

Побочные эффекты истинного фанатизма.

Поскольку кумир не может постоянно поддерживать в фанатике ощущение безусловного его принятия и любви, появляются другие лица, претендующие на любовь, наступает разочарование и кризис. Человек повторно переживает отвержение, одиночество, опустошенность, отсутствие ориентиров, снова у него на повестке встаёт вопрос "кто я?", эйфория сменяется затяжной депрессией.

Однако кризис - не всегда плохо. Кризис может стать точкой роста, привести человека к самопознанию, поиску и обретению своей индивидуальности, своего Пути, побудить отказаться от симбиоза в пользу умеренной близости и автономии с пониманием своей ценности, вне чьего-либо одобрения.

Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, КПТ ДПДГ Схематерапия

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru