Форматы, предусматривающие возложение некоторых таможенных функций на третью сторону, действуют во многих странах, однако не везде этот опыт успешен.
Армения предложила Азербайджану "грузинскую" модель работы таможенников на КПП после разблокирования транспортных коммуникаций в регионе. И хотя она пока окончательно не прижилась в соседней стране, однако, по всей видимости, в Баку ее уже одобрили.
Об этом свидетельствует заявление главы Европейского совета Шарля Мишеля по итогам встречи в Брюсселе. В частности, он отметил, что в вопросе инфраструктурной сопряженности стороны достигли явного прогресса на переговорах по разблокированию транспортных и экономических коммуникаций в регионе, а лидеры стран согласились заручиться поддержкой Всемирной таможенной организации.
При этом сам премьер-министр Армении Никол Пашинян неоднократно заявлял, что еще в 2021 году предложил Баку привлечь третьи стороны в качестве операторов при организации таможенных процедур (в частности, на участке в Нахиджеване). И хотя власти готовы пойти на этот шаг, в экспертных кругах армянское предложение считают неэффективным.
Глава Ассоциации транспортных экспедиторов Армении Егише Ованнисян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что Армения не нуждается в применении модели работы международных таможенных организаций на таможенных пунктах пропуска в случае разблокировки транспортных коммуникаций в регионе. Согласие Еревана может свидетельствовать о возможном компромиссе по некоторым вопросам.
"По большому счету международный мониторинг ничего не даст. Необходимо, чтобы таможенные службы обеих стран разработали и внедрили взаимоприемлемые методы таможенного контроля за передвижением товаров через границы с применением современных методов сканирования и универсальных технических средств контроля", - сказал Ованнисян.
Он привел в пример электронные навигационные пломбы, которые в скором времени начнут полноценно действовать на пространстве ЕАЭС. Они позволяют отслеживать трансграничные грузоперевозки, гарантировать сохранность товаров и упростить таможенные процедуры.
Эксперт считает, что дорога через Нахичеван больше всего нужна Турции и Азербайджану для налаживания бесшовного маршрута. Армении она позволит получить доступ к отрезку железнодорожной ветки "Ерасх - Джульфа" и выйти по ж/д в Иран и страны бассейна Индийского океана.
Специалист также отметил, что вопрос находится в политической плоскости, а также имеет и некоторую финансовую составляющую.
В свою очередь директор Центра исследования транспортных коридоров Грузии Паата Цагареишвили в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил несколько технических проблем, которые могут возникнуть в случае применения "грузинской" модели в Армении на границе с Азербайджаном.
Он напомнил, что швейцарская компания SGS так и не приступила к мониторингу по транспортным коридорам, бездействующим из-за политических разногласий. Однако даже если лидеры России и Грузии, а также представители Абхазии и Южной Осетии сумеют договориться, то на практике все равно возникли бы проблемы, считает он.
Абхазский участок железной дороги перестал функционировать после грузино-абхазской войны. В первый раз вопрос о разблокировании дороги через территорию Абхазии был обсужден еще в 2003-м году, на встрече в Сочи Владимира Путина, Эдуарда Шеварднадзе и премьера Абхазии Геннадия Гагулия. Тогда стороны договорились создать комиссию, проверить состояние дорог, оценить стоимость ее восстановления. К работам привлекалась и армянская сторона. Однако участники так и не смогли договориться, кто должен инвестировать, как будут распределяться средства между странами от грузопотока.
В настоящее время железная дорога на участке в Абхазии – одноколейная, кроме того, там тяжелые географические ландшафтные условия, и ж/д состав имеет ограничения по массе. Если, к примеру, из Армении отправится эшелон из 25 вагонов, то при въезде на абхазский участок вагоны придется частично разгрузить, чтобы уместиться в заниженные нормативы по массе.
Цагареишвили отметил, что здесь и без политических разногласий достаточно много проблем юридического, инфраструктурного характера и по части обеспечения безопасности.
Специалист отметил, что даже если политики договорятся о запуске маршрута или коридора через Абхазию, то с аналогичными проблемами может столкнуться и Армения.
Напомним, вопрос строительства железной дороги между Арменией и Азербайджаном обсуждается с ноября 2020 года. Речь идет о восстановлении железнодорожного участка Ерасх – Джульфа (Джуга) – Ордубад – Мегри – Горадиз на территории Армении. Это обойдется примерно в $226 млн. На работы в районе Мегри понадобится порядка $221 млн и около $5 млн уйдет на реконструкцию ветки в районе Ерасха. При этом даже если Мегринский участок будет восстановлен, составы (как минимум в ближайшей перспективе) будут курсировать по большей части из Баку в Нахиджеван. И даже по самым приблизительным подсчетам, учитывая объемы товарооборота Баку-Нахиджеван, инвестиции в Мегринский участок не окупятся, а его экономическая выгода для Армении - практически нулевая.
Ранее мы подсчитали, что может дать Армении азербайджанский транзит через Мегри.