Сегодня я расскажу о необычайно атмосферной игре 2002 года - Arx Fatalis.
У неё открытый исходный код со свободной лицензией, поэтому нашлись любители-энтузиасты и создали свою сборку - Arx Libertatis. По сути это тот же Arx Fatalis, но адаптированный под современные системы и претерпевший незначительные изменения в механиках и балансе. Обе игры вполне хороши.
Подробнее о сюжете
Однажды в некоем мире под названием Экзоста на планету упал метеорит, и солнце начало постепенно гаснуть. Чтобы спастись, все обитатели - люди, гоблины, тролли, гномы и так далее - заключили мир и начали копать туннели под землю, чтобы выжить в огромных шахтах гномов. Магия помогла создать в них условия для жизни, и весьма неплохие - стало возможно выращивать растения, разводить скот и полноценно жить. Когда солнце совсем погасло, снаружи наступил смертельный холод. Великое перемирие закончилось, и народы вернулись к прежним отношениям.
Многие шахты расположились на большом расстоянии друг от друга, и единственная возможность добраться от одной до другой - пройти по поверхности. Ходили слухи о Гильдии путешественников, члены которой осуществляли такие вылазки...
Таково предисловие у истории о мире, в котором нам предстоит играть.
Игра представляет собой РПГ с видом от первого лица. Вы выбираете характеристики и внешность своего персонажа и... поехали!
Ваш персонаж потерял память и очнулся в тюрьме гоблинов. Игрок вместе с главным героем начинает узнавать многое об игровом мире. Подробности сюжета раскрывать не буду, он здесь весьма интересный, и я очень рекомендую поиграть и узнать все тайны самостоятельно.
Лучше расскажу об отличительных особенностях.
Система боя
Сила вашего удара зависит от длительности нажатия на кнопку мыши. То есть можно бить быстро и часто или медленно, но сильно - и всё это с помощью мыши.
Система магии
Я считаю её потрясающей и необычной. Персонаж может найти или купить различные руны и из их комбинаций создавать различные заклинания.
Например, если вы соберете руны Созидание, Огонь, Стрела, в книгу заклинаний добавится Огненная стрела.
Однако есть достаточное количество "скрытых" заклинаний, о которых можно догадаться, но в книгу они не попадают. Например, если в данной комбинации вместо руны Огонь использовать руну Лёд, то вы получите Ледяную стрелу.
Система применения заклинаний выглядит так: вы зажимаете клавишу Ctrl и рисуете руны, из которых состоит заклинание.
Да, прямо мышкой по экрану!
Некоторые руны нарисовать сложно. Помимо этого, пока вы что-то рисуете, ваш соперник может вас одолеть. Уже позже я узнал, что заклинания можно готовить заранее (до трёх штук), это сильно облегчает игру за мага, однако трёх заклинаний далеко не всегда хватает.
Играть магом в Arx для меня - интереснее всего.
Огромное количество тайн и секретов
Секретные проходы, потайные стены, спрятанные руны, снаряжение - загадок в этой игре просто тьма.
Выполнять задания можно по-разному
Например, вам надо поговорить с королем гоблинов. Конечно, всегда можно пробиться силой, а можно... подлить вино, на которое у него аллергия, в тесто повару - и кого-то пронесет понос. А туалет далеко - в нем и можно поговорить :)
Невероятная атмосфера подземного мира
Звуки, освещение, графика - все продумано, и скоро начинает казаться, что ты действительно бродишь по этим подземным туннелям. А чем глубже вниз, тем мрачнее атмосфера.
Кстати, еще нужно обязательно кушать, иначе можно умереть с голоду.
Присутствуют и классические плюшки жанра: возможность варить зелья, отпирать замки, чинить предметы, красть и так далее.
Игра нелинейна, в ней много основных и побочных квестов. Более того - абсолютно все персонажи смертны. Вы можете убить вообще всех!
Но мне такое не простит моя совесть)
С точки зрения боевых механик игра несложная. Каких-то по-настоящему сложных соперников нет. У игры другая особенность - здесь очень много загадок, требующих огромных умственных усилий. В моём детстве интернета не было. Игра шла без диска, и мы с четырьмя друзьями играли каждый у себя дома. Потом делились секретами прохождения и рассказывали, где кто что нашел. Порой только совместными усилиями получалось решать загадки, но, конечно, мозг тогда был детский. Возможно, сейчас было бы проще.. Возможно...
И вообще - что может быть прекраснее, чем жарить рёбрышки крысы на костре у ручья?
Если вы за атмосферой - вам сюда!
В игре есть способ получения самого могущественного лука - для этого нужно расколдовать некого лорда Инута. Однако, хоть я и проходил игру несколько раз, а рецепт зелья нигде не нашел. Может быть, это связано с локализацией. В конечном счёте мне пришлось подсмотреть рецепт в интернете. Итак, необходимо сварить в котле зеленый лук, морковь, яйцо дракона и залить склянкой воды. Где найти котел, догадайтесь сами. Кем стал лорд Инут, тоже угадайте. И кстати - женщины тут боятся чеснока ;)
У сюжета игровой вселенной потенциал огромный, его можно было развивать и развивать. Жаль, что этого не произошло...
Игра получает от меня Бронзового Медведя. Она безусловно хорошая, но больше для ценителей олдскула.
Рекомендации к прохождению: не читать, если хотите открывать всё сами.
1) Играть за лучника без мощного лука, о котором я писал выше, очень сложно. В какой-то момент ваш лук окажется слабым, однако с бонусным оружием и магией ускорения вы будете на высоте.
2) Запоминайте тайники и секретные места. Вы не всегда сможете быстро в них попасть, однако туда можно вернуться.
3) Не торопитесь с покупкой рун. Стоят они дорого, но многие из них можно найти, если хорошо искать. А ещё на братьев-торговцев потом нападут гоблины, и их огромные богатства можно будет забрать просто так.
4) Черную тварь победить в первой битве нельзя. Я потратил на это в детстве несколько часов) Тут остаётся только убегать.
5) Если вы собрали заклинание вызова демона (собирается оно рано, ибо руны вызова просты), а у вас вызывается курица, не печальтесь - у вашего персонажа просто еще слабый разум. Так для вас даже лучше, потому что
одно дело призвать демона, а другое - его контролировать ;)
6) Не бегите вперед паровоза! На одном из уровней вы найдете магическую преграду. Нетрудно догадаться, что с помощью заклинания снятия магических преград её можно убрать. Однако кого вы там встретите... Думаю, вы сразу поймете, что ходить туда рано)
P.S. На поверхность выбраться можно! Но вы сразу заледенеете ;)