Найти тему

Микаель Ниеми, «Дамба»

Страниц: 300

Оценка: 6/10

Первое издание: 2021 г.

Увлекательность: 6/10

Прописанность героев: 6/10

Сюжет: 7/10

Глубина: 7/10

Эмоции: 5/10

Идея: 7/10

Мне очень понравился другой роман автора — «Сварить медведя». Самобытный, яркий, он покорил моё сердце. Поэтому, увидев, что у Ниеми есть ещё одно произведение, я с радостью добавила его в свой список и предвкушала чтение. Однако мои ожидания не совсем совпали с реальностью. 

Нас встречает пасмурная серая Швеция. Уже долго не прекращаются дожди, и местные жители думают, что давно уже не было настолько дождливой осени. И вот одна из дамб на ГЭС не справляется с рекой, напитанной этими дождями, и прорывается. Река бурным потоком устремляется вперёд, будто японское цунами смывая прибрежные поселения и зазевавшихся рыбаков. 

Спойлер — больше ничего не произойдёт. Писатель сфокусировался на моменте катастрофы, назначив нам следить за судьбой нескольких персонажей. Это никем не понятая художница, водитель лимузина, умственно отсталый сотрудник ГЭС, пилот вертолёта и ещё несколько других. 

На первый взгляд, Ниеми сделал всё по канонам. Немного обозначил личности героев, показал нам очень страшную опасность и нарисовал, как герои выживают, в ней. Повествование каждые несколько страниц переключается от одного персонажа к другому, что должно добавить динамики и не дать читателю заскучать.

Но проблема в том, что это совершенно не работает. Главный нюанс заключается в том, что всё это прекрасно смотрелось бы на экране кинотеатра с ревущим на границе с болью звуком и шикарными спецэффектами. Для формата книги же того, что представил автор, мало. В сюжете нет изюминки, которая бы из этой основы сделала бы что-то интересное. То есть нужно либо вводить ещё какую-то историю поверх текущих, либо использовать имеющийся сюжет, сократив его и вставив в другое повествование где-то во второй трети, когда мы уже успеем намертво прикипеть к героям. 

Для меня проблема с верой в происходящее заключается в том, что я ни разу не видела вживую бурных рек и дамб, никогда не жила в такой местности. Следовательно, описанный в книге сценарий для меня из разряда фантастики, и я не могу его чётко визуализировать на основе своего опыта.

Да и к героям я не то чтобы прикипеть не успела — я к концу так и не смогла запомнить, кто есть кто и как кого зовут. Ориентировалась исключительно по декорациям. А потому и не было у меня интереса наблюдать, чем всё закончится, и надеяться, что герои спасутся. 

Поэтому на выходе получилось произведение, где одновременно происходит много всего и ничего. Если у вас богатое воображение, желание прочитать книгу-катастрофу и немного лишнего времени — почему нет, пробуйте. Возможно, вам понравится больше. Ну а для меня роман стал разочарованием: после такого насыщенного «Сварить медведя» я увидела у автора настолько посредственную «Дамбу».