Газах — небольшой симпатичный городок на северо-западе Азербайджана.
Если вы когда-нибудь решите его посетить, а он стоит того, то не сможете проехать мимо стелы на которой установлен самолет. Она расположена у самого въезда в районный центр.
Вас несомненно удивит тот факт, что памятник посвящен герою-летчику Первой Мировой войны, а на постаменте стоит МиГ-15, запущенный в производство после Второй Мировой.
Возможно, даже кто-то снисходительно улыбнется явному несоответствию форм и дат.
Но не спешите, всему есть свое объяснение...
Поручик Фаррух ага Гаибов (1891 — 1916)
Фаррух ага Мамедкерим-Ага оглы Гаибов — человек, которому посвящен мемориал — первый азербайджанский летчик. Герой, получивший высшую награду Российской империи орден Святого Георгия.
Выходец из села Гыраг-Салахлы Газахского уезда, из семьи отставного прапорщика Мамедкерима Гаибова, Фаррух с детства решил посвятить себя военному делу.
Окончил сельскую пятилетку на русском языке, поступил в Тифлисский кадетский корпус.
Большую роль в становлении Фрруха Гаибова играли дяди. Особенно Самед ага, взявший опекунство над мальчиком, когда тот потерял отца.
- Поэт Аббас ага Назир Гаибов.
- Мировой посредник первого отдела Шушинского уезда, статский советник Самед ага Гаибов.
- Преподаватель Тифлисского Александровского института Гаджи Рагим ага Гаибов.
Как бы то не было, в 1910 году, Фаррух с отличием оканчивает обучение в Тифлисе и поступает в Константиновское артиллерийское училище (Санкт-Петербург).
В 1913 году, выпускается из училища в звании подпоручика и направляется в 1-й Кавказский армейский корпус. Младшим офицером в артиллерийскую батарею.
Первая мировая
Перед самой войной Фаррух Ага Гаибов получает звание поручика, а с ее началом отправляется на Западный фронт, в распоряжение эскадры воздушных кораблей.
Чтобы было понятно, чем была авиация в те годы, достаточно сказать, что самый большой воздушный флот был у Российской империи, и это было всего 244 самолёта различных модификаций.
Гаибов назначается артиллерийским офицером на «Илья Муромец № 16» — летающий титан, разработанный Сикорским за три года до начала войны.
Не буду описывать весь короткий, но героический путь Фарруха Гаибова. Достаточно сказать, что за год с небольшим, проведенным на войне, он получил пять боевых орденов (не считая самого главного. присвоенного посмертно).
Последний бой
12 сентября 1916 года, командование Западным фронтом решает нанести воздушный удар по важному узлу в тылу германской армии.
Возле местечка Борун располагался "штаб 89-й германской дивизии, узел узкоколейной железной дороги с артиллерийскими и интендантскими складами и аэродром".
Для этой операции было выделено два "Ильи Муромца" и 13 самолетов поддержки. Во главе группы шел № 16.
Вот как описывает этот эпизод начальник Генштаба фронта полковник Брант, в своем представлении к награде:
В голове шёл 16-й корабль с двумя «Моран-Парсолями» и одним «Вуазеном», затем Киевский корабль, вместе с которым на фронте до 3—4 вёрст перелетело позицию до 6 малых аппаратов; а остальные 5 аппаратов перелетели позиции противника в разновременно на широком фронте от 10 до 15 вёрст к северу и югу от Крево.
16-й корабль, командир поручик Макшеев, помощник командира поручик Рахлин, артиллерийский офицер поручик Гаибов и наблюдатель поручик Карпов, следуя в авангарде эскадры, был у Крево встречен сильным артиллерийским огнём противника и вступил в ожесточенный и неравный бой с превосходящими силами противника, состоящими из 4 хорошо вооружённых и более быстрых аппаратов; оставшись один против четырёх противников, 16-й корабль, отбиваясь, продолжал движение в тыл противника к Борунам.
В ходе боя, «Илья Муромец № 16» уничтожает три самолета противника, а четвертый, находясь в мертвой зоне, повреждает его самого.
Четвёртый же немецкий самолёт держался над 16-м кораблём и, находясь, видимо, в мёртвом пространстве, обстреливал его с пулемёта. Когда корабль под огнём противника уже достиг Боруны, он, видимо, был повреждён артиллерийским огнём, а быть может часть экипажа была выведена из строя ружейным огнём самолётов противника, и аппарат упал, разбившись при ударе о землю, причём все летчики погибли. Вслед за падением корабля снизился и 4-й германский самолёт.
Фактически вызвав огонь на себя, № 16 позволил остальным самолетам группы выполнить задание.
Мужество и решимость экипажа 16-го корабля дали возможность главным силам эскадры в составе Киевского корабля и 10 малых аппаратов прорваться в расположение противника к Борунам без сопротивления со стороны авиации противника, четыре аппарата коего были выведены из строя. Таким образом, 16-й корабль в решительный момент боя произвёл сильное расстройство в неприятельской авиации, что и повлияло на успех всей операции.
При этом мы понимаем, что если речь идет о уничтоженных самолетах противника, то это в первую очередь заслуга артиллерийского офицера, хотя безусловно все герои.
Память
Через некоторое время после завершения операции, с германского самолета-разведчика была сброшена записка, что все четыре офицера «Илья Муромца № 16» погибли и были с воинскими почестями захоронены на военном кладбище.
В 30-х годах, польскими властями могилы с кладбища были перенесены, поэтому долго не удавалось обнаружить место захоронения Фарруха Гаибова.
Но уже в этом веке, захоронение было обнаружено белорусскими исследователями.
На могильном кресте написано по-польски: «4 NIEZNANYCH ROS.LOTN.25.16», что в переводе означает «4 неизвестных русских летчика захоронены 25.16». Дата по европейскому календарю. Месяц погребения в надписи отсутствует.
В 2009 году, рядом с крестом была установлена памятная плита:
Затем возведен мемориал в месте падения самолета:
А совсем недавно, в 2021 году, памятник-бюст Фарруху Гаибову.
История газахского памятника
Газахцы всегда помнили и чтили своего героя, тем более он был из известного газахского рода.
Между прочим, бывший Генпрокурор Азербайджана Исмет Гаибов, погибший в вертолете над Карабахом, тоже из этого рода.
В советские времена (мягко говоря) не очень чтили героев Первой Мировой, поэтому думать о увековечивании памяти Фарруха Гаибова не могло быть и речи.
Однако, когда депутатом Верховного Совета СССР от Газахского района стал Главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, Павел Кутахов, дело сдвинулось с мертвой точки.
Будучи сам летчиком, героем войны, он не мог не откликнуться на просьбы избирателей. Изучив вопрос досконально, порывшись в закрытых архивах, он прислал в Газах истребитель МиГ-15, с мемориальной табличкой: «Памяти первого азербайджанского лётчика Фаррух-аги Гаибова».
Памятник был установлен в 1975 году.
К сожалению, районное руководство решило перестраховаться. Как только маршал перестал курировать район, оно сменило табличку на памятнике, на «Памяти павших в Великой Отечественной войне».
Я не знаю реакцию на это газахцев того времени, но мне кажется, что произошедшее должно было быть достаточно обидным.
Как бы то не было, но еще в советские времена, памятник превратился в просто самолет установленный на постаменте. Именно так его и воспринимали не смотря на табличку.
Ни родные героев Отечественной войны не понимали причем здесь самолет, ни чтившие память Гаибова не могли взять в толк, почему на памятнике возведенном ему, нет никакого упоминания о Фаррухе.
В конце концов все пришло в запустение и постамент был убран.
Уже в наше время, в 2016 году, на 100-летие памяти Фарруха Гаибова, решили восстановить памятник.
Теперь в Газахе есть два памятника местным героям двух Мировых войн.