Найти тему
Баку. Визит в Азербайджан

Поручик царской армии, которому установили памятник в современном Азербайджане

Оглавление

Газах — небольшой симпатичный городок на северо-западе Азербайджана.

Если вы когда-нибудь решите его посетить, а он стоит того, то не сможете проехать мимо стелы на которой установлен самолет. Она расположена у самого въезда в районный центр.

-2

Вас несомненно удивит тот факт, что памятник посвящен герою-летчику Первой Мировой войны, а на постаменте стоит МиГ-15, запущенный в производство после Второй Мировой.

Возможно, даже кто-то снисходительно улыбнется явному несоответствию форм и дат.

Но не спешите, всему есть свое объяснение...

Поручик Фаррух ага Гаибов (1891 — 1916)

Фаррух ага Мамедкерим-Ага оглы Гаибов — человек, которому посвящен мемориал — первый азербайджанский летчик. Герой, получивший высшую награду Российской империи орден Святого Георгия.

Выходец из села Гыраг-Салахлы Газахского уезда, из семьи отставного прапорщика Мамедкерима Гаибова, Фаррух с детства решил посвятить себя военному делу.

Отец
Отец

Окончил сельскую пятилетку на русском языке, поступил в Тифлисский кадетский корпус.

Большую роль в становлении Фрруха Гаибова играли дяди. Особенно Самед ага, взявший опекунство над мальчиком, когда тот потерял отца.

-4
  1. Поэт Аббас ага Назир Гаибов.
  2. Мировой посредник первого отдела Шушинского уезда, статский советник Самед ага Гаибов.
  3. Преподаватель Тифлисского Александровского института Гаджи Рагим ага Гаибов.

Как бы то не было, в 1910 году, Фаррух с отличием оканчивает обучение в Тифлисе и поступает в Константиновское артиллерийское училище (Санкт-Петербург).

Кадет в Тифлисе
Кадет в Тифлисе

В 1913 году, выпускается из училища в звании подпоручика и направляется в 1-й Кавказский армейский корпус. Младшим офицером в артиллерийскую батарею.

Юнкер в Санкт-Петербурге
Юнкер в Санкт-Петербурге

Первая мировая

Перед самой войной Фаррух Ага Гаибов получает звание поручика, а с ее началом отправляется на Западный фронт, в распоряжение эскадры воздушных кораблей.

Чтобы было понятно, чем была авиация в те годы, достаточно сказать, что самый большой воздушный флот был у Российской империи, и это было всего 244 самолёта различных модификаций.

Гаибов назначается артиллерийским офицером на «Илья Муромец № 16» — летающий титан, разработанный Сикорским за три года до начала войны.

-7

Не буду описывать весь короткий, но героический путь Фарруха Гаибова. Достаточно сказать, что за год с небольшим, проведенным на войне, он получил пять боевых орденов (не считая самого главного. присвоенного посмертно).

Последний бой

С братом, незадолго до отправки на фронт.
С братом, незадолго до отправки на фронт.

12 сентября 1916 года, командование Западным фронтом решает нанести воздушный удар по важному узлу в тылу германской армии.

Возле местечка Борун располагался "штаб 89-й германской дивизии, узел узкоколейной железной дороги с артиллерийскими и интендантскими складами и аэродром".

Для этой операции было выделено два "Ильи Муромца" и 13 самолетов поддержки. Во главе группы шел № 16.

Вот как описывает этот эпизод начальник Генштаба фронта полковник Брант, в своем представлении к награде:

В голове шёл 16-й корабль с двумя «Моран-Парсолями» и одним «Вуазеном», затем Киевский корабль, вместе с которым на фронте до 3—4 вёрст перелетело позицию до 6 малых аппаратов; а остальные 5 аппаратов перелетели позиции противника в разновременно на широком фронте от 10 до 15 вёрст к северу и югу от Крево.
16-й корабль, командир поручик Макшеев, помощник командира поручик Рахлин, артиллерийский офицер поручик Гаибов и наблюдатель поручик Карпов, следуя в авангарде эскадры, был у Крево встречен сильным артиллерийским огнём противника и вступил в ожесточенный и неравный бой с превосходящими силами противника, состоящими из 4 хорошо вооружённых и более быстрых аппаратов; оставшись один против четырёх противников, 16-й корабль, отбиваясь, продолжал движение в тыл противника к Борунам.

В ходе боя, «Илья Муромец № 16» уничтожает три самолета противника, а четвертый, находясь в мертвой зоне, повреждает его самого.

Четвёртый же немецкий самолёт держался над 16-м кораблём и, находясь, видимо, в мёртвом пространстве, обстреливал его с пулемёта. Когда корабль под огнём противника уже достиг Боруны, он, видимо, был повреждён артиллерийским огнём, а быть может часть экипажа была выведена из строя ружейным огнём самолётов противника, и аппарат упал, разбившись при ударе о землю, причём все летчики погибли. Вслед за падением корабля снизился и 4-й германский самолёт.

Фактически вызвав огонь на себя, № 16 позволил остальным самолетам группы выполнить задание.

Мужество и решимость экипажа 16-го корабля дали возможность главным силам эскадры в составе Киевского корабля и 10 малых аппаратов прорваться в расположение противника к Борунам без сопротивления со стороны авиации противника, четыре аппарата коего были выведены из строя. Таким образом, 16-й корабль в решительный момент боя произвёл сильное расстройство в неприятельской авиации, что и повлияло на успех всей операции.

При этом мы понимаем, что если речь идет о уничтоженных самолетах противника, то это в первую очередь заслуга артиллерийского офицера, хотя безусловно все герои.

Память

Через некоторое время после завершения операции, с германского самолета-разведчика была сброшена записка, что все четыре офицера «Илья Муромца № 16» погибли и были с воинскими почестями захоронены на военном кладбище.

В 30-х годах, польскими властями могилы с кладбища были перенесены, поэтому долго не удавалось обнаружить место захоронения Фарруха Гаибова.

Но уже в этом веке, захоронение было обнаружено белорусскими исследователями.

На могильном кресте написано по-польски: «4 NIEZNANYCH ROS.LOTN.25.16», что в переводе означает «4 неизвестных русских летчика захоронены 25.16». Дата по европейскому календарю. Месяц погребения в надписи отсутствует.

В 2009 году, рядом с крестом была установлена памятная плита:

-9

Затем возведен мемориал в месте падения самолета:

-10

А совсем недавно, в 2021 году, памятник-бюст Фарруху Гаибову.

-11

История газахского памятника

Газахцы всегда помнили и чтили своего героя, тем более он был из известного газахского рода.

Между прочим, бывший Генпрокурор Азербайджана Исмет Гаибов, погибший в вертолете над Карабахом, тоже из этого рода.

-12

В советские времена (мягко говоря) не очень чтили героев Первой Мировой, поэтому думать о увековечивании памяти Фарруха Гаибова не могло быть и речи.

Однако, когда депутатом Верховного Совета СССР от Газахского района стал Главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, Павел Кутахов, дело сдвинулось с мертвой точки.

-13

Будучи сам летчиком, героем войны, он не мог не откликнуться на просьбы избирателей. Изучив вопрос досконально, порывшись в закрытых архивах, он прислал в Газах истребитель МиГ-15, с мемориальной табличкой: «Памяти первого азербайджанского лётчика Фаррух-аги Гаибова».

Памятник был установлен в 1975 году.

-14

К сожалению, районное руководство решило перестраховаться. Как только маршал перестал курировать район, оно сменило табличку на памятнике, на «Памяти павших в Великой Отечественной войне».

Я не знаю реакцию на это газахцев того времени, но мне кажется, что произошедшее должно было быть достаточно обидным.

Как бы то не было, но еще в советские времена, памятник превратился в просто самолет установленный на постаменте. Именно так его и воспринимали не смотря на табличку.

Ни родные героев Отечественной войны не понимали причем здесь самолет, ни чтившие память Гаибова не могли взять в толк, почему на памятнике возведенном ему, нет никакого упоминания о Фаррухе.

В конце концов все пришло в запустение и постамент был убран.

Уже в наше время, в 2016 году, на 100-летие памяти Фарруха Гаибова, решили восстановить памятник.

-15
-16

Теперь в Газахе есть два памятника местным героям двух Мировых войн.

-17