«без денег, без вещей, чтоб остаться в ней навсегда».
Так Михаил Булгаков коротко опишет свой приезд в Москву в 1921 году. Далее читаем:
«Самый переезд не составил для меня особенных затруднений, потому что багаж мой был совершенно компактен. Все мое имущество помещалось в ручном чемоданчике. Кроме того, на плечах у меня был бараний полушубок. Не стану описывать его. Не стану, чтобы не возбуждать в читателе чувство отвращения, которое и до сих пор терзает меня при воспоминании об этой лохматой дряни…
И вот тут в безобразнейшей наготе предо мной встал вопрос… о комнате. Человеку нужна комната. Без комнаты человек не может жить. Мой полушубок заменял мне пальто, одеяло, скатерть и постель. Но он не мог заменить комнаты, так же как и чемоданчик. Чемоданчик был слишком мал. Кроме того, его нельзя было отапливать. И, кроме того, мне казалось неприличным, чтобы служащий человек жил в чемодане».
И вот именно тогда и появилась знаменитая «Большая Садовая улица д.10 кв. 50», которая стала для писателя спасением. Вообще это была комната его сестры с низкими потолками и плохой энергетикой (почему, узнаете чуть позже). Сестре же Булгаков напишет стишок в шуточной форме:
«На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
атом»…
Дальше цитировать не стану, так как читать это невозможно. Может поэтому Булгаков не публиковал свои стихи? Сам дом писатель называл «проклятым». Он упоминается и в «Повести другу»:
«В этот момент случилось что-то странное. В нижней квартире кто-то заиграл увертюру из «Фауста».
Насколько мне известно писатель Фауста любил и считал великим произведением. Если где-то было упоминание об этом герое (например, в газете), то писатель тут же настораживался – он видел знак, что должно произойти что-то плохое.
Энергетика мест
Поверьте мне, я далеко не мистик и не верю в нечистую силу, но энергия мест существует! Она пропитана не космическими нитями, проходящими через эфир, а историей места. Почти всегда, посещая такие территории, человек заранее знает куда он попал. Прибавьте к этому игру воображения, суеверность и случайности (которые не случайны) – и вы почти всегда получите хорошую историю от человека, который такие места посещал. С «нехорошей квартирой» ровным счетом тоже самое – это легенда, которая имеет под собой реальную историю.
Начало
Построил дом табачный магнат Илья Давидович Пигит. До революции рядом стояла церковь, которая была против табакокурения и уже тогда ходили слухи, что построен этот дом на «деньги грешников». В этом есть смысл – богач, заработавший состояние на зависимых людях, строит себе дворец пользуясь их слабостью. Почти как «дом на костях».
Дом стал центром тогдашней богемы. Пили, гуляли и веселились там день и ночь напролёт. Что происходило за стенами этого дома история умалчивает, но именно там познакомились поэт Сергей Есенин и заморская танцовщица Айседора Дункан, которая открыла крестьянскому самородку весь мир – от Европы до Америки. Правда потом Есенин на этот «мир» плевался за бездуховность и любовь гламуру, но заграничное пальто, ботинки и шляпу не снял.
Фани Каплан
Летом 1917 года именно в этой квартире жила эсерка Фани Каплан. Сегодня она известна как женщина, покушавшаяся на жизнь вождя пролетариата. Она же до 1918 года встречалась с его братом Дмитрием Ульяновым. Её тогда полностью признали виновной и увезли в Кремль, где и расправились по законам того времени.
Ещё один удивительный факт – в квартиру Булгакова поселила жена Ленина. Надежда Крупская вмешалась в «квартирный вопрос» писателя после того, как ознакомилась с его фельетонами в журнале, которым сама же и руководила.
"Самый ужасный вопрос в Москве - квартирный… Комната скверная, соседство тоже, оседлым себя не чувствую, устроиться в неё стоило больших хлопот…"
В нехорошей квартире писатель прожил с 1921-1924 год и далее всю жизнь о ней вспоминал. Сейчас она полностью восстановлена и имеет статус музея. А ещё там живёт большой черный кот, который охраняет её.