Найти в Дзене
Боевая техника мира.

Пешеходный танк. Моторизованый панцирь. ч1. Испанский дебют.

Последняя в 19 веке большая война в Европе - Франко-Прусская 1870-71 года, к 1914 году уже сильно забылась. И жестокие потери первых трёх месяцев Великой Войны, стали настоящим шоком как для общественности участвовавших стран. Так и для командования.
Что испытывали сами солдаты - невольно ставшие "расходным материалом", можно понять из книг Ремарка "На Западном фронте без перемен", и Барбюса "Огонь".
Глубокий шок от ужасных потерь, тем не менее не остановил войну.
А главнейшей заботой всех участников стало обеспечение защиты своих бойцов на поле боя. Для защиты жизни солдат и офицеров, были разработаны и приняты на вооружение, всевозможные устройства и приспособления, от стальных касок на голову, до "средств коллективной защиты" в виде различных пехотных щитов. Но все они страдали существенным недостатком - вес этих защитных устройств часто превосходил физические возможности человека.
В итоге уже в начале 1915 года, началось создание самоходных "средств коллективной защиты". Но в итог

Последняя в 19 веке большая война в Европе - Франко-Прусская 1870-71 года, к 1914 году уже сильно забылась. И жестокие потери первых трёх месяцев Великой Войны, стали настоящим шоком как для общественности участвовавших стран. Так и для командования.
Что испытывали сами солдаты - невольно ставшие "расходным материалом", можно понять из книг Ремарка "На Западном фронте без перемен", и Барбюса "Огонь".
Глубокий шок от ужасных потерь, тем не менее не остановил войну.
А главнейшей заботой всех участников стало обеспечение защиты своих бойцов на поле боя.

Пешеходный танк. Солдатская броня.

Для защиты жизни солдат и офицеров, были разработаны и приняты на вооружение, всевозможные устройства и приспособления, от стальных касок на голову, до "средств коллективной защиты" в виде различных пехотных щитов. Но все они страдали существенным недостатком - вес этих защитных устройств часто превосходил физические возможности человека.
В итоге уже в начале 1915 года, началось создание самоходных "средств коллективной защиты". Но в итоге разработок, появилось "коллективное оружие" в виде самоходного пулемётно-орудийного дот"а.
Но создание танка не решало проблему носимого доспеха пехотинца.

Трёхколеска Филатова. На два пулемёта.
Трёхколеска Филатова. На два пулемёта.

Лёгкий панцирь, как и одна только каска, не могли обеспечить полноценную сохранность тушки солдата или офицера. Лёгкие и тонкие, они защищали только от пуль выпущенных с большой дистанции, когда пуля была, что называется "на излёте". Увеличение толщины и массы доспеха, пригибало солдата к земле и лишало подвижности.
А что если приделать к этому доспеху моторчик?
Нужно попробовать!!.
Одна из первых попыток сделать самый маленький танк, на основе небольшого пехотного щита, была предпринята в Российской армии. Одновременно с самоходным лафетом для "штурмовой пушки", были сделаны носители для пулемётов поддержки.
Если пушечная трёхколеска больше походила на орудийную башню бронеавтомобиля Путилов-Гарфорд, снятую с броневика и поставленную на строительной тачке, то пулемётные имели прямую "родню" из среды "коллективных пехотных щитов".

Сверхмалые пулемётные трёхколески Филатова. Даже автомобиль крупнее.
Сверхмалые пулемётные трёхколески Филатова. Даже автомобиль крупнее.

Конечно, эта машина была слишком тяжела и массивна, для того чтобы назвать её "бронированным самоходным пехотинцем".
Но по ней прекрасно видно желание сделать бронемашину как можно меньше.
Как можно дешевле.
Чтобы как можно больше таких машин выпустить на поле боя.
За короткое время, в Россие было изготовлено большое количество таких машин.
В то время как большие серии в 40-50 бронеавтомобилей поступали только из Англии и Франции, в самой Россие делали серии броневиков по 5-10 штук. А чаще и вовсе единичные.
Но маленькие и недорогие трёхколески филатова были построены в количестве не менее трёх десятков.
Броневик Филатова, был видимо трёхместным. Два пулеметчика и водитель. Хотя возможно что и двухместным. Один из пулеметчиков совмещал функции мех.вода. В те далёкие времена, обе профессии были достаточно сложными, как обращение с пулемётом, так и вождение автомобиля, требовали высоколассных обученных специалистов.

Добавьте описание
Добавьте описание

Ещё одна попытка сделать самый маленький танк, была предпринята в США.
Компания Генри Форда, решила предложить US ARMU, танк ещё меньше и дешевле чем Рено FT, которым вооружался американский контингент в Европе.
Машина создавалась с использованием максимально возможного применения авто.агрегатов. Два мотора от "модели Т" общей мощностью около 45 л.с, позволяли 3.4 тонной машине развивать скорость 12.5\13 км\ч.

Ford Three-ton Tank
Ford Three-ton Tank

Больше всего танк "Форд 3Тонн" напоминал французские "эго.танки", о которых было упоминание в предыдущих статьях. С той лишь разницей, что двигалась не силой человеческого привода в виде коленей пехотинца, а намного более мощным ДВС.
Вооружался либо пулемётом, либо короткой 57мм пушкой.

-5

Танк показал неплохую подвижность. И был сделан заказ на 15 000 штук. Задача невероятной сложности. Так, промышленность Франции, сделала Рено ФТ, всего в количестве 3.5 тысячи экземпляров. А ведь ФТ, был немногим сложнее в изготовлении.
Но...
Разработка даже такой, маленькой и на первый взгляд простой машины, затянулась. И Генри Форд не успел...
Война закончилась.

Забытый американский танк Первой мировой войны. Ford 3-Ton M1918 (Model of 1918)
Эхо войн ХХ века30 ноября 2020
-6

Из всего заказа успели собрать 15 танков.
Какое-то время они состояли на вооружении. И в середине 20-х, тихо исчезли.
Но характеристики танка были достаточно высоки. И австрийский танковый обозреватель Хейгль, ещё в начале 30-х, называл "Форд 3тонн" лучшей в мире танкеткой.

Cunningham T-1
Cunningham T-1

Но желание сделать танк, ещё меньше... или сделать бронепанцирь солдата ещё больше и оснастить его мотором, не проходило. В 1929 году, американская компания Каннингем, уже сделавшая для Армии США несколько танков сделала ещё один.
Вообще этот агрегат можно классифицировать и как бронеавтомобиль. У Уолтера Кристи был подсмотрен принцип колесно-гусеничного движителя. И с некоторыми изменениями внедрён в самый маленький американский...танк??
Машина могла двигаться как на колесах так и на гусеницах из новомодной резино-металлической ленты по типу Кегресс-Хистин.

  • БОЕВАЯ МАССА 1360 кг
  • ЭКИПАЖ, чел. 1
  • ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм пулемет в лобовом листе корпуса.
  • ДВИГАТЕЛЬ Ford A, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 42 л.с.
  • СКОРОСТЬ на гусеницах 31 км\ч

Что это было? Броневик? Танк? Самоходный панцирь с пулемётом? Только поворачивался он по танковому - притормаживанием колес с одной стороны. В любом случае, в США прекратили работы в области таких броне-мини-машин. Немного изменив вектор в исследованиях. В конце 30-х и в 40-х, здесь появилось много легких машин вооружённых пулемётом или малокалиберной пушкой.

Щитоноска.
Щитоноска.

Моду 20-х 30-х годов, на одноместные... танки? самоходные бронещиты? механическое пулемётное гнездо? ... открывала "Щитоноска", разработанная в 1918-19 годах в Советской России. Создатель машины, инженер Максимов (??? личность загадочная и более ничем неизвестная ) спроектировал два варианта танка. Один из которых представлял одноместный бронированный пулемёт. Установленный на гусеничное шасси с 35-40 сильным мотором.
Нужно признать, что реальные изображения машины не найдены. И на рисунках присутствует гипотетический вид. При стрельбе, танкист располагался лежа за пулемётом. При движении, сидел за рычагами. Для защиты головы был устроен колпак со смотровыми щелями.
Но все эти подробности, по большей части предположения.

История танкетки. Проект "Щитоноска"

"Живой" механический пулемёт в броне, появился в СССР уже к концу 20-х годов. Тогда, было начато проектирование и изготовление нескольких новомодных сверхлёгких танков, на шасси танка Т-16\18, МС-1.

Т-17 лилипут
Т-17 лилипут

Самая первая и самая маленькая машина - Т-17 Лилипут. Проектирование началось в 1926 году. Опытный образец был построен только в 29 году.
В те годы во всём мире экспериментировали с танкетками. Которыми предполагали заменить часть "настоящих" танков. И тем самым изрядно облегчить нагрузку на военный бюджет. Кроме того, в случае начала войны, танкетки можно было делать на малоприспособленных предприятиях, в массовых количествах, для быстрого восполнения ожидаемых потерь.
Такой "мобилизационный танк".
Танкетка должна была поддерживать пехоту в атаке, огнём с места. А при необходимости, вести за собой пехоту. Для увеличения проходимости через окопы, рвы и воронки, в корме ставили "хвост". Помогающий в преодолении препятствий.
Кроме того, на неё возлагалась функции дозора и рейдовые операции в условиях слабого противодействия противника.
Но после изготовления первых "механических пехотинцев", стало понятно что один человек экипажа не в состоянии полноценно быть водителем, стрелком, радистом и командиром машины. Последующие танкетки стали двухместными. Концепция "бронированного пехотинца" на какое-то время иссякла.

  • Боевая масса, т 3,0
  • Броня - Лоб корпуса-14 мм. Борт корпуса, корма - 7 мм.
  • Двигатель - 20 л.с.
  • Скорость по шоссе, км/ч20
  • Запас хода по шоссе, км60
-10

Не удалось найти описание этого одноместного микро-танка. Видимо спроектировано в середине 30-х, либо начале ВОВ. Когда проекты различной бронетехники волной-цунами захлестнули "комитет обороны". Даже не буду гадать о ТТХ. Сразу видно стремление создать механического пехотинца. Который будет прятаться внутри толстого "бронежилета" и двигаться по полю боя с помощью бензо.мотора.

Подвижное Пулемётное Гнездо
Подвижное Пулемётное Гнездо

Немного более документированная машина. Подвижное Пулемётное Гнездо, также известное как Объект 217. Война с Финляндией, стала шоком для советского командования. "Пехотный" Т-26, оказался совсем картонным, и пробивался даже винтовочными пулями.
ДА и никогда он не был "пехотным", это глубоко укоренившееся в советском союзе заблуждение.
"Тяжёлые" Т-28 показали себя значительно лучше. Но лишь после того как эту махину закрыли дополнительной броней. Нарастить их производство и поставки было невозможно. И внимание обратили на маленькие и дешовые танкетки Т-37 и Т-38. Которые, изредка показывали очень высокую эффективность. Изредка - когда их не гнали впереди пехоты, а командиры подразделения, на свой страх и риск, оставляли машины в укрытии, как подвижные пулеметные гнёзда. Задача которых была огневая поддержка пехоты. Не сопровождение и лидирование - а ПОДДЕРЖКА.
Военным хотелось иметь лёгкую, и при этом хорошо защищённую путеметовозку. Мощность мотора и скорость, большого значения не имели.
И за 4 месяца, заказанное было изготовлено. Максимально простая и лёгкая конструкция. Катки не имели подвески, её роль выполняла внутренняя амортизация - резиновые шайбы в катках. Сами катки, ради облегчения были выполнены "спицованными". Хотя лучше подошли-бы цельноштампованные. Мотоциклетный мотор в корме машины обеспечивал скорость около 18 км\ч.
Низкий корпус, в котором в боевой обстановке экипаж располагался лёжа, при этом имел толстую, 20мм лобовую деталь. В которой крепили в подвижных "яблоках" два танковых пулемёта.
Теоретически, лоб машины должен был выдерживать попадание из стрелкового оружия, и противотанковых ружей "Лахти".
Но это не точно.

  • Масса машины около 1.5-2 тонн.
  • Двигатель - 16 л.с.
  • Скорость на шоссе - 18 км\ч. На пересеченной местности - 7 км\ч.
  • Броня, лоб 20мм. борта - 10мм. крыша и корма 7мм.

В марте 40 года, машину построили и испытали. Разумеется, первый опытный образец показал массу недостатков.
Но доводить до ума ППГ не стали. Интерес к ней пропал.
Чтобы возродиться спустя немного времени.

Велотанк. Дитя паники лета 41 года.
Велотанк. Дитя паники лета 41 года.

После известных событий начала ВОВ, 6 августа 1941 года - два инженера: Юрий Антонович Борис (Борис - это фамилия) и Василий Васильевич Гриневецкий, представили в в специальную комиссию при ГКО СССР свой проект максимально легкого и дешового велотанка.
Машина, или.. хм... изделие сделанное из максимального количества лёгких штампованых деталей, вооружалось автоматическим оружием, ППШ или СВТ\АВС, и приводилось в движение велоприводом. Роль силовой установки выполнял единственный член экипажа. Он-же стрелок.
он-же водитель, он-же командир и всё такое.
Вся защита сводилась к лобовому бронещиту толщиной 7мм.

Велотанк образца 1941 г. Как советские кулибины собирались бить фашистов
Рядовой Имярек22 октября 2020
  • Вес - 100 кг.
  • Скорость - ...?? хорошо если 0.5 км\ч.

Движитель... эээ... устройства должен был состоять из гусеничной ленты, вероятно по типу "кегресс".
Но на мой взгляд, это было лишним, проще было обойтись четырьмя велосипедными колесами.
А ещё проще, присобачить к простому велосипеду бронещиток.
И всё.

-13

Гражданская война в Испании.
Вторая большая война с участием танкеток, и вторая война с участием Итальянских танкеток. Которые оказались самыми "воинствующими".анкетками в середине 30-х годов.
Правда кроме Испании, было ещё участие CV-3/33, состоящих на вооружении армии Австрии, в подавлении местной "мини-Гражданской войны", в феврале 1934 года. Танкетки использовались в уличных боях, поддерживая действия полиции и правых боевиков.
Но это уже тема совсем другой истории.
Война в Абиссинии\Эфиопии, казалось подтвердила мнение итальянских военных, что малые танки могут стать основой бронетанковых сил.
«Carro Veloce» CV-3/33 и CV-3/35, оказались чрезвычайно полезными машинами. Решая многочисленные рейдовые задачи. Но и в "правильном" пехотном сражении, уверенно выполняли задачи поддержки и сопровождения пехоты.
Хотя и случались "отдельные эксцессы", когда одиночные - или даже небольшая группа танкеток - отрывались от своей пехоты и попадали в окружении озлобленного противника, становясь лёгкой добычей вооружённых одними саблями туземцев.
Наподобие устрицы в руках-лапах морской выдры.

-14

Я уже немного рассказывал о действиях "быстроходной танкетки" в Эфиопии.

Пешеходный танк. Орудийный лафет с моторчиком.
Боевая техника мира.24 мая 2023

И итальянское командование решило повторить удачный опыт, в более-менее "правильной" войне на Европейском континенте.
Не буду углубляться в хронологию появления "макаронников" в стране любителей корриды. Скажу только что 11 августа 1936 г, в Испанию прибыли первые 5 танкеток.
Всего в Испанию было поставлено 146-159 танкеток. из низ, 20-30 штук в огнеметном исполнении.
Первый бой, итальянские «Carro Veloce» приняли спустя два месяца. 21 октября 36 года, на подступах к Мадриду. Танкетки поддерживали, скорее даже вели за собой атаку фалангистов на Навакалнеро. Небольшой городок в предместьях. Республиканцы, не имевшие артиллерии - да и не умевшие её использовать - отступили перед броней "итальянок" и были выдавлены из городка.
Но уже 26 октября, танкетки встретили другого противника, опыта боёв с которым у них ещё не было - танки Т-26, поставленные Республике из СССР.

Выгрузка танков Т-26, купленных в ближайшем гастрономе - выгружаются в Испанском порту.
Выгрузка танков Т-26, купленных в ближайшем гастрономе - выгружаются в Испанском порту.

Город Сосенья на подступах к Мадриду, и расположенный неподалёку от Наваклнеро, был занят марокканцами, туземными солдатами, которых Франко привёл с собой в Испанию.
Отбивать его должна была рота советских танков, при поддержке бригады республиканских войск.
Но танки и пехота разминулись на марше, Т-26 вошли в город одни.
Расположившие в городке франкисты ожидали подхода итальянских танков. Поэтому поначалу приняли стальные коробки за своих. "Недоразумение" быстро разрешилось. 12 вошедших в Сосенью Т-26 стали гоняться за марроканцами по узким улочкам городка. Расстреливая из пушек и пулемётов всё что двигалось и не двигалось. Отчаянные, закалённые в боях туземцы не спасовали, и активно использовали подручные средства, в том числе бутылки с бензином.

Осада Мадрида. Стрелками с жёлтой заливкой показаны места описанных событий.
Осада Мадрида. Стрелками с жёлтой заливкой показаны места описанных событий.

Один Т-26 застрял наехав на каменную стену и был дополнительно блокирован противником. Второй, подожжёный бутылкой с бензином, сумел выйти из города и потушить огонь. Вышли из города и оставшиеся танки - всего 11. Осмотревшись, командир отряда двинулся к соседнему городку Эскимадура, где повторилась та-же мясорубка. Танки давили живую силу, расстреливали грузовики. Веселились в общем. На окраине они встретили две - по советских данным шесть - танкеток CV-3. Которые храбро ринулись в атаку. Все они были подбиты огнём 45мм танковых пушек. Но одна огнеметная танкетка сумела подойти на дистанцию выстрела - 20-40 метров, и облила Т-26 "презрением"...т.е. огнесмесью.

-17

Но огнеметная танкетка, не достигла результата, и была сброшена тараном в глубокую канаву.
Рейд Т-26, можно назвать довольно результативным, убито с десяток франкистов (по данным франкистов) около 60-70 ранено, уничтожено 16 грузовиков. повреждено 2 танкетки. Неясно - отремонтированы или списаны в утиль.
Но...
Рота Т-26 лишилась 5 танков. 3 дозорных танка пропали ещё в начале рейда. Как выяснилось много позже они попали под огонь артиллерии, вошли в город и были уничтожены на улицах Сосеньи.
После ряда коротких столкновений на улицах тесных испанских городков, CV-3 понесли существенные потери.
Сказывалось отсутствие башни кругового вращения. Так-же сказывался недостаток опыта, танкетки на улицах отрывались от своей пехоты и становились жертвой республиканцев. Которым достаточно было засунуть между катков полено, и машина теряла способность двигаться. Описан даже мегагероический суперподвиг, когда одну, нет две, или три?? танкетки, один отчаянный герой, вскрыл кирко-мотыгой и взял в плен все шесть экипажей.
А ещё взял две куртки замшевых, импортных.. три штуки...

-18

В итоге, командование итальянского добровольческого корпуса быстро изменило тактику. Теперь CV-3 не шли в атаку, а занимали позиции позади своей пехоты и поддерживали атаку пулемётным огнем. На улицы городов они больше не лезли.
Но в роли поддержки показали себя достаточно успешно. Вызвав даже хвалебные отзывы. Так как благодаря хорошей бронезащите, выдерживали интенсивный обстрел стрелковым оружием. А попасть в низкую танкетку из орудия, было довольно сложно.

-19

Звёздный час для "быстроходного танка" наступил 6 февраля 1938 г. на Арагонском фронте у местечка Апьфамбра.
Здесь 2000 сабель марроканской конницы, атаковали позиции республиканских сил. Атаку поддерживали 30 танкеток.
Уже к концу войны, шасси "итальянок" стали модифицировать то в башенные танки, то в носители малокалиберных пушек. В общем издевались как могли

На этом сегодня всё.
Спасибо за внимание, за лайки и подписку.
Все изображения взяты из открытого интернет.
Ранее опубликовано;

Оглавление раздела о бронетехнике.
Боевая техника мира.22 августа 2022
Пешеходный танк. Солдатская броня.