Как снять идеальный рекламный фильм, чтобы его посмотрели десятки миллионов зрителей.
(1982) СССР, широкоэкранная версия.
Режиссёр: Леонид Гайдай
В ролях: Альгис Арлаускас, Светлана Аманова, Михаил Пуговкин, Михаил Кокшенов, Денис Кмит, Нина Гребешкова, Андрей Толшин, Борислав Брондуков, Луиза Мосендз, Сергей Филиппов, Абессалом Лория, Виктор Уральский, Юрий Попович, Вера Ивлева, Татьяна Игнатова.
Один из самых неоднозначных фильмов великого комедиографа Леонида Гайдая. Но даже рекламная «халтурка» у Гайдая получилась динамичной и забавной. Впрочем, не буду скрывать, что я принадлежу к тем поклонникам Гайдая, кто предпочитает остановиться в его фильмографии на картине «За спичками» 1980 года.
«Спортлото 82» смотрел много лет назад, а здесь на глаза попалась широкоэкранная версия этой ленты. В отличие от «широкоэкранки» фильма «Три плюс два», которую умудрились потерять, а затем найти и отреставрировать, дополнительной информации про «Спортлото 82» мне не попалась. Не могу сказать, была ли она отреставрирована. Изображение вроде бы и неплохое, но в отдельных моментах сильно видны плёночные артефакты. Хронометраж совпадает с обычной версией.
Поезд мчится в курортный город Южногорск. В одном из купе молодой человек Константин, увлечённый чтение детектива, нечаянно съедает всю провизию попутчицы Татьяны. В качестве извинения за оплошность с продуктами Костя покупает билет «Спортлото» и дарит его девушке. Последняя, ничуть не веря в лотереи, просто зачёркивает шесть первых цифр и отдаёт корешок билета на хранение Косте, который убирает его между страницами своего детектива. Уже отдыхая у тётки в Южногорске, Константин случайно видит результат розыгрыша и понимает, что Таня выиграла 20 тысяч рублей – немалую сумму по тем временам. Костя достаёт книгу и не находит в ней билета, но затем понимает, что на столике в купе лежало четыре одинаковые книги, купленные на перроне, а значит билет у кого-то из попутчиков. Было бы не проблемой найти билет, но один из попутчиков оказался мелким жуликом и вместе со своим подельником вступил в погоню за круглой суммой.
Предположу: инициаторы этого рекламного фильма (справедливости ради: существует мнение, что фильм не был «заказным и рекламным»), не предполагали, что он может стать любим зрителями. Отсюда и отношение к картине как, к некой «халтуре»: слабый сценарий с непроработанными героями и, конечно, очень много сюжетных ходов и трюков, которые мы видели в предыдущих работах мастера.
А ещё я заметил, что в этом фильме практические нет положительных персонажей, чего не было в других фильмах Гайдая. Костина тётка, не стесняясь, устраивает племянника в курятник, а туристов селит даже в деревянный сортир, Сан Саныч с подельником Степаном – мелкие спекулянты и мошенники. А Татьяна? Помните, как она мечтала, что сделает с двадцатью тысячами? Дублёнка, кооперативная квартира, круиз. Согласитесь, какой диссонанс с «студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица». Или директор турбазы со своей секретаршей – выведены в картине просто мерзковато. Да и сам Костя, так себе герой: уводит чужую невесту. И вот что это? Внутренний протест именитого режиссёра против халтурного проекта? Или веянье 80-х, когда энтузиасты и «строители коммунизма» остались в прошлом?
Впрочем, все огрехи и минусы ленты, не помешали ей завоевать популярность у зрителей и войти в число лидеров советского проката.
Подпишись на канал Кино дозор! Смотрим фильмы вместе!