Он не брал в руки ни кисть, ни карандаш до семи лет. Но однажды он увидел, как сосед красил крышу зеленой краской... Его удивило то, что эта краска была такого же цвета, как листва деревьев. Когда маляр ушел на перерыв, мальчик залез на крышу и начал рисовать на крыше деревья. Ничего, конечно не получалось, но то ощущение свободы, безграничного счастья и авантюризма он запомнил навсегда. Ощущение скольжения кисти с краской по раскаленной крыше так ему понравилось, что ни о чем другом он больше думать не мог. Так вспыхнула настоящая страсть к рисованию. Она им завладела внезапно и навсегда. Этого мальчика звали Казимир.
Денег было мало. Он рисовал карандашом, самодельными красками из глины и разных красителей... Тяга к живописи была непреодолимой. Его отец Северин Антонович Малевич, работающий управляющим на сахароваренных заводах, стал брать маленького Казимира на фабрики, надеясь, что механический лязг и грохот машин вдохновит мальчика и он выберет профессию инженера и продолжит семейные традиции.
Однажды в их красивый провинциальный городок Белополье приехали художники из Петербурга для реставрации росписей местного собора. Казимир с ребятами мечтал увидеть настоящих художников. Когда он увидел цветные тюбики, из которых выдавливали краску, которые превращались на стенах собора в фантастические лики, он сделал выбор своей будущей профессии. Он решил стать художником.
Мать, видя увлечения сына, подарила ему настоящие краски. Отец не смог одобрить выбор сына, постоянно говоря о том, что в их время художники сидели в тюрьме... Отец как в воду глядел... Как только Казимиру исполнилось семнадцать лет отец после переезда в Курск устроил сына чертежником в железнодорожное управление. Эта работа совсем не радовала Казимира, который уже считал себя художником. У него был талант собирать и объединять вокруг себя людей и заражать всех своим оптимизмом и идеями. Так в Курске появилась художественная мастерская, стали проходить художественные выставки.
Он женился, появились дети. Но в бытовых вопросах он оказался крайне некомпетентным. Он будет женат три раза. Он метался между Москвой и Курском, пытаясь заработать деньги. Их катастрофически не хватало. Он падал в голодные обмороки. Попытки получить профессиональное художественное образование проваливались. Он метался между революционными и идеями и мечтой быть художником.
Он ходил по мастерским, пытаясь понять и перенять опыт художников. Изучая творчество и классическую технику Репина, он совершенствовал свои навыки. Он кидался и в импрессионизм, освоив свободу цвета и мазка, он, погружаясь в фовизм, стал использовать кислотный, почти эпилептический цвет. Из кубизма он стал использовать в картинах геометрическую четкость линий и форм, из футуризма - уверенность в себе и в будущем...
Все полотна Малевича того времени отличались от самых известных сегодня его картин. Сам он и не скрывал, что он прошел трудный путь от импрессионизма через кубизм и футуризм к супрематизму. Вернее, он так представлял публике эволюцию своего творчество. Хотя, на мой взгляд, это было метание и поиск своего стиля, который нашел бы успех у зрителя. Искусствоведы называют некоторые его картины классическим французским импрессионизмом.
Его стиль и мысли воплотились в его идее черного квадрата. Шел 1913 год. Он работал над декорациями спектакля-оперы «Победа над солнцем». На заднем фоне в конце появлялся черный квадрат. Тогда он обозначил технологическую победу человека над природой. Тогда, как многим могло показаться, Солнце было побеждено электричеством. Но эту идею тогда мало кто оценил. Спектакль просуществовал недолго.
В 1915 году Малевич показал свой самый известный из «Черных квадратов». Это была выставка «0,10» в Петрограде.
Она была представлена как новая икона - в "красном" углу. Это стало настоящей сенсацией. Его картины, написанные ранее, как будто исчезли. Их всех поглотила бездна того самого черного квадрата. Выставка стала невероятно популярной. Люди шли смотреть "Черный квадрат". Кто-то восхищался им, кого-то он раздражал, а некоторые на него молились...
Помимо него есть еще три "Черных квадрата", отличающиеся от первого "Квадрата" цветом и размерами. Сегодня все они хранятся в музеях: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. А еще есть маленькие черные квадраты — своеобразная подпись художника, которую можно встретить на некоторых картинах.
Он создал новую религию, новое мироощущение, новый способ общения со зрителем. Это был супрематизм. Он это понимал и стремился стать единственным основоположником этого направления. Он понимал, что написать черный или какой-либо другой квадрат сможет каждый. Он срочно написал 39 картин, чтобы закрепить свое авторство нового, целого направления. Ведь идеи беспредметного искусства уже созревали в головах его коллег. Так появился супрематизм. Само слово тоже придумал сам Малевич. В переводе с латинского ("suprem") оно обозначало "главенство". В руках Малевича сначала это было превосходство цвета над смыслом, а затем он стал представлять это направление как вершину эволюции в живописи.
В 1915 году в преддверии революции появился "Красный квадрат" Малевича. Он стал для кого-то символом крови, для других- революционным флагом, а третьи его сравнивали с огнем в пылающей русской печи. Для художника красный цвет стал первым, который вошел в его супрематизм после черного и открыл дорогу новым цветам.
Но эта картина тоже полна загадок. На обратной стороне картины есть надпись «Женщина в двух измерениях». Через пять лет после создания Малевич дал картине новое название «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Кстати, на этой фотографии можно заметить, что этот "Красный квадрат" совсем и не квадрат, а четырехугольник.
Создав "черный квадрат" и "красный" Малевич понимает, что они не могут быть символом беспредметности и создает новый квадрат - "Белый квадрат". Это был квадрат несколько другого белого оттенка на холсте, покрытом белой краской... После революции Малевичу пришлось оправдываться, объясняя, что он этой картиной не поддерживал белое движение.
Эту картину Малевич назвал «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Название есть на обратной стороне холста. Чтобы эта картина соответствовала революционному времени, он даже датировал ее 1918 годом, хотя эксперты указывают более позднее время создания.
Слава его была безгранична, хотя особой любви с новой, советской властью у него не получилось. Он стал знаменитым художником с мировой славой. Его приглашали в Польшу и Германию, где проходили его масштабные персональные выставки. Тогда его считали настоящим пророком, человеком будущего. При этом необразованный, косноязычный, он умел зажечь толпу своими идеями и энергией.
Говорят, по возвращению в Россию его арестовали прямо на вокзале. После допроса его отпустили. Арест повторился через три года. Его обвинили в шпионаже и работе на Германию. В тюрьме он просидел два месяца. Конечно, энтузиазм художника поубавился, да и отношение властей к новому искусству немного изменилось. Людям тогда нужен был жизнеутверждающий реализм...
Он умер в 1935 году от рака предстательной железы. Его гроб был спроектирован его учениками. На верхней части был нарисован черный квадрат, а в ногах – красный круг. Владимир Татлин, который присутствовал тогда на похоронах Малевича прошептал: "Притворяется"...
Художник завещал похоронить себя под любимым дубом в деревне Немчиновке. Здесь он проводил много времени. После кремации в Москве урна с его прахом была погребена под тем самым дубом. Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображенным черным квадратом. Однако впоследствии дуб был срублен, а поле, на котором он стоял, распахано местным колхозом. Место захоронения было утрачено...
Захоронение урны с прахом Казимира Малевича было обнаружено после войны. В 1988 году здесь появился памятник - белый бетонный куб с красным квадратом на лицевой стороне...
Вот такая сегодня получилась публикация, которую я закончу словами Казимира Малевича: «Необходимо строить творчество, сжигая за собой свой путь...» Раскрыть все творчество этого художника и мистификатора в одной статье невероятно сложно. Надеюсь, Вы получили удовольствие от просмотра этой, на мой взгляд, интересной публикации. На сегодня я прощаюсь с Вами, не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться, это вдохновляет меня на новые интересные статьи. До новых интересных встреч. От чистого сердца с самыми лучшими пожеланиями. Ваш Алекс.