Найти тему
Пёрышкина

Угрозы и занозы немецкой школы. Не стать второгодником и колышником

Оглавление

В переводе на немецкий – не повторять год и не получать шесть. Для этого нужно соблюдать семь простых правил.

 Презентационный вечер. Студенты-дизайнеры показывают годовые работы.
Презентационный вечер. Студенты-дизайнеры показывают годовые работы.

Лучше пять, чем шесть

Система оценок в в Германии обратная по сравнению с русской. Она шестибалльная, где единица - лучшая оценка, а шесть, соответственно, худшая. Единица значит ученик первый в данном предмете, лучше всех. Но их почти не ставят. Два - это уже очень хорошо. Самая частая оценка -3, примерно аналог нашей четверки. Ну, и 4 -это как у нас трояк. Типа, вытянулся, и ладно. Он так и переводится - достиг.

К слову, поступающие на медицину в Германии должны иметь 1 по всем предметов. Только круглые отличники! Ну и статус врача - это вроде небожителя, полубога.

Шесть могу влепить даже за четверть. Шесть человек из группы дочери в колледже их получили. Не могу себе представить, что в России влепили бы за четверть кол. Да и в тетрадь ставят колы очень редко. Это нужно очень разозлить учителя!

Не доводить дело до «голубого письма»

Когда все плохо, школы присылает так называемый «Blauer Brief» - предупреждение родителям, что их дите может остаться на второй год, чтобы они приняли меры. Родительских собраний здесь почти не бывает. По окончании семестра вызывают на беседу все учителя , назначая время. Так родители и ходят в один день от одного кабинета к другому.

Обращаться в репетиторский центр, если дело пахнет керосином

Если ребенок не успевает – ему прямая дорога к репетитору. В Германии есть так называемая Nachhilfe – организованная помощь в репетиторском центре. Стоит она около 150 евро в месяц. Снимать со счета их будет аккуратно, даже если не будешь ходить. К слову, детские деньги сейчас выплачивают в размере 250 евро в месяц. Они положены всем до 25 лет, если человек учится.

Если ребенка здесь оставляют на второй год - он не позор семьи

Называется это «повторить год» и рассматривается в порядке вещей. Так, в моей дочери Маши есть бывший однокурсник Федя, который все время к ней обращается за помощью по курсу дизайна: то реферат ему про дизайнера Пантону покажи, то дай списать. Ему 26 лет, он заканчивает 13-ый класс с профессиональным обучением. "Делает абитур" по немецки. С дизайнерским уклоном, как и моя дочь. Но делать второй то же самое год довольно обидно и скучно.

Готовиться к контрольным и экзаменам не в последние дни

Контрольные перед окончание четверти идут в детей сплошным потоком. Нет такого, что прошли тему – написали контрольную или самостоятельную. В конце четверти дети пишут сплошным потоком тесты работы по всем предметам. Получается очень напряженно.

Экзамены тоже могут следовать один за другим, без дня перерыва. Обычно задания там легче, чем в итоговых контрольных. Иноязычным позволяют пользоваться словарем.

Быть на уроках всегда!

Каникулы здесь в каждой Федеральной земле начинаются в свое время, чтобы разгрузить транспортную систему. Никто из родителей не может забрать ребенка из школы и поехать с ним отдыхать, когда у него отпуск посреди учебного года. Все пропуски здесь скрупулезно считают и в конце четверти запишут в аттестат. В русском дневнике тоже есть такая строчка: »пропущено уроков» и «из них по болезни». Никто в здравом уме эти часы в России не считает. В Германии все аккуратно посчитают занесут в аттестат. И это может стать основание для того, чтобы ребенка не взяли потом в какой-то хороший колледж. «Нет у вас слишком много пропущенных часов» - могут мотивировать отказ. Болел ученик или не отличался прилежанием – по большому счету преподавателям здесь все равно.

Вовремя искать и находить практику

Есть в Германии такая засада в школьной жизни - найти практику. Эта задача не выглядит безнадежной для студентов колледжей: бесплатный молодой специалист уже может на что-то рассчитывать.

Первоначально производственную практику делают уже в девятом классе. Потом нужно написать отчет и взять интервью и работников о том, сколько нужно учиться на эту профессию и как эта работа оплачивается. Практика длится недели две. Найти ее очень трудно. Никому не сдались подростки, за которыми нужен глаз да глаз. Берут детей обычно на малооплачиваемую неквалифицированную работу, типа мыть головы в парикмахерской или помогать нянькам в яслях. Те, кто ничего не находит, отправляется мыть школьную столовую, это тоже зачтется. Сдается, что те, кто это придумал, имели одно скрытое желание: показать, какое будущее ждет ребенка, который не хочет идти в старшую школу. Мотивировать идти в старшие классы или «делать абитур», так это называется на немецком. И оно работает.

51 % людей в современном германском обществе закончили старшую школу, сделали тот самый абитур. Универ заканчивают примерно пятая часть немцев. Учиться там трудно, и можно вылететь на любом курсе. Стоит ли оно того, неясно. Часто выпускники университетов долгое время не могут найти хорошую работу и идут в таксисты. С другой стороны, те, кто прошли производственное обучение (т.н. аусбилдунг) прекрасно зарабатывают и завалены заказами на месяцы вперед. Живущие в Германии русские отлично знают, как долго здесь можно ждать визита сантехника или как трудно попасть в удобное время к хорошему парикмахеру или мастеру по маникюру. Никто не относиться в Германии к людям без высшего образование как к второму сорту.