Главы 8—11, представляющие собой единое целое, рассказывают о втором видении Иезекииля. С момента первого видения, о котором рассказывается в книге, прошло около четырнадцати месяцев. В этом втором видении Иезекииль становится свидетелем идолослужения в иерусалимском храме (гл. 8) и узнаёт, что Бог собирается сделать с этими мерзостями. Он видит гибель людей (гл. 9) и уход Божьей славы из храма, но получает надежду на спасение остатка (гл. 10; 11).
В 7:6 Бог заявил, что “...пришёл конец”, а теперь, в главах 8—11, приводятся причины этого приговора. Иезекиилю было позволено увидеть, до какой степени религиозного разложения дошли израильские руководители. Ему открылась безнравственность жителей Иерусалима и было сказано, что те, на ком нет знака Божьего, обречены. Таким образом, в этих четырёх главах мы увидим разные аспекты того, почему “пришёл конец”.
“И было в шестом году, в шестом месяце, в пятый день месяца: сидел я в доме моём, и старейшины иудейские сидели пред лицом моим, и низошла на меня там рука Господа Бога. И увидел я: и вот подобие мужа, как бы огненное, и от чресл его и ниже — огонь, и от чресл его и выше — как бы сияние, как бы свет пламени. И простёр Он как бы руку, и взял меня за волосы головы моей, и поднял меня дух между землёй и небом, и принёс меня в видениях Божиих в Иерусалим, ко входу внутренних ворот, обращённых к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование. И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле” (Иез. 8:1-4).
Стих 1. Эти события произошли в шестой месяц. Если это случилось в високосный год, тогда Иезекииль закончил своё символическое действие, описанное в главе 4, за двенадцать дней до этого видения. Если же год не был високосным, то, когда к Иезекиилю пришли старейшины, он всё ещё лежал на правом боку, неся наказание за беззаконие Иудеи. Представляется логичным, что видение было Иезекиилю в тот самый момент, когда он находился в процессе суда над Иудеей. Сравнив приведённую здесь дату с первым датированным видением (гл. 1), можно вычислить, что это видение произошло через четырнадцать месяцев — приблизительно в сентябре 592 г. до н.э.
Иезекииль сидел со старейшинами иудейскими. Люди поняли, что Иезекииль пророк (см. 2:5), и хотели услышать слово от Господа. Как свидетельствует книга, старейшины приходили за советом к Иезекиилю несколько раз (14:1; 20:1; см. 33:31). Ральф Александр пишет:
“Эти старейшины не были современными [изгнанникам в Вавилоне] иудейскими старейшинами, пришедшими из Иудеи в Вавилон просить совета у Иезекииля. Учитывая расстояние и требуемое время, это кажется совершенно неправдоподобным. Более того, порочность иудейских старейшин, показанная в этом видении, не побудила бы их предпринять такое трудное путешествие в Вавилонию с подлинно духовной целью. Сидевшие перед Иезекиилем старейшины были руководителями иудейских изгнанников в Вавилонии, которых уже депортировали из Иудеи вместе с Даниилом (605 г. до н.э.) и Иехонией (597 г. до н.э.)”.
Иезекииль был человеком Божьим, то есть таким человеком, который не стал бы отвечать, если бы рука Господа Бога не низошла на него, чтобы говорить (согласно Божьему повелению в 3:26, 27).
Стих 2. Образ, представший перед Иезекиилем в видении, имел “подобие мужа”. Иезекииль уже видел “подобие человека” в 1:26. Слово “муж” в Синодальном Переводе напечатано наклонным шрифтом, указывая на то, что оно отсутствует в еврейском тексте, но имеется в Септуагинте. Без этого слова мы бы в 8:2 читали, “...и вот подобие, как бы огненное”. Так или иначе, толкование здесь может быть только одно: этот стих говорит о Боге (см. 1:27). С. Фиш пишет: “Современные толкователи, следуя Септуагинте, читают иш (мужчина) вместо эш (огонь), чтобы согласовать этот стих с 1:26; но там существительное — адам и нет объяснений, почему Иезекииль не употребил его здесь. Этот стих явно основан на 1:27, который поддерживает масоретский текст”.
Стих 3. Образ в видении “простёр, как бы руку”. По контексту мы можем судить, что речь идёт о Боге. Как и в главе 1, Иезекииль избегает антропоморфной терминологии для описания Бога. Второе видение заканчивается только в 11:24. Тогда как Иезекииль говорит о видениях Божиих, события в видении изображают реальную ситуацию в Иерусалиме. Поскольку этот раздел посвящён оправданию осуждения Богом народа, он, вне всякого сомнения, точно отражает степень растления в Иерусалиме.
Иезекииль был принесён в Иерусалим, конкретнее — ко входу внутренних ворот, обращённых у северу. Северные ворота были одними из трёх ворот, через которые проходили из внешнего двора храма во внутренний. Там стоял “идол ревности, возбуждающий ревнование”. Перевод существительного кин-ах по отношению к Богу как “ревность” вызывает разногласия среди исследователей Библии.
Когда это существительное относится к Божьему осуждению, оно не имеет ничего общего с человеческой ревностью. Оно происходит от глагола канах, означающего “получать в собственность”, и прежде всего обозначает защиту чьих-либо прав. Фраза “идол ревности, возбуждающий ревнование” означает “идол вопиющего беззакония, побуждающий Его к защите Своих исключительных прав”.
Термин кин-ах, характеризующий Бога как ревнителя Своих нарушенных прав, в книге Иезекииля и в других местах Ветхого Завета используется только по отношению к грехам идолослужения и аморальности. Это слово мы встречаем в Исх. 20:5; 34:14; Втор. 4:24; 5:9; 6:15; Иис. Н. 24:19 и Наум. 1:2. В книге Иезекииля оно употреблено в 5:13; 8:3; 16:38, 42; 23:25; 31:9; 35:11; 36:5, 6; 38:19 и 39:25. Фиш делает вывод:
“Слово кин-ах, употреблённое по отношению к Богу, — это просто выражение определённого возмездия за те оскорбления, которые ставят под угрозу существование человеческого общества. Иезекииль, в частности, делает упор на этом учении, неоднократно употребляя термин кин-ах по отношению к этим грехам”.
Что же такое — конкретно — “идол ревности”? Это, возможно, высеченная статуя Астарты, которую Манассия поставил в доме Господа (4 Цар. 21:7). Он потом выбросил её (2 Пар. 33:7, 15), но затем её вернули обратно. Иосия уничтожил этого истукана (4 Цар. 23:6). Джон Тейлор высказывает предположение, что один из преемников Иосии мог сделать другого такого идола и поставить его у северных ворот. По мнению других, этот жертвенник был восстановлен Седекией. Ещё по одной версии утверждается, что это ссылка на действия Ахаза многолетней давности (4 Цар. 16). Ахаз передвинул медный жертвенник от передней стороны Господнего дома к северной стороне жертвенника, который сам построил. Нахождение идола перед Божьим жертвенником делает этот грех ещё более отвратительным. Каким бы ни был этот истукан, он вызывал в Боге негодование. Он оскорблял Его, Его природу и Его святость. Истукан был насмешкой над Его законом о поклонении и святости храма. Бог объявил в Моисеевом завете, что только Он один — Бог (Исх. 20:1-3) и что всякое идолослужение запрещено (Втор. 4:16; 32:16, 21; см. 3 Цар. 14:22, 23; Пс. 77:58).
Стих 4. Частью этого видения была “слава Бога Израилева”. Учитывая растление Иерусалима, примечательно, что “слава Бога Израилева” всё ещё была там. Тейлор пишет:
“Кажется, будто он хочет особенно рельефно показать разницу между пребывающим там Богом и совершающимися там отклонениями, что делает эти преступления ещё более отвратительными. Возможно, он также хочет сказать, что Бог останется со Своим народом до последнего момента, пока они совсем не отвергнут Его”.
Однако пройдёт совсем немного времени, и Божья слава покинет храм (гл. 11).