Найти тему
ПОД СТУК

Как помощник машиниста становится машинистом? Спустя какое время это происходит и что для этого нужно помощнику?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Пожалуй вы знаете, что в кабине любого локомотива или электропоезда есть два рабочих места - для машиниста и помощника машиниста. Ну и думаю также понятно, по названию, кто из них непосредственно ведёт поезд и отвечает за всё, что происходит с последним. Возможно вам будет интересно, каким образом помощник машиниста превращается в машиниста, и что для этого ему нужно сделать. В этой статье - расскажу.

Фото автора
Фото автора

Но для начала пару слов о том, как становятся помощниками машиниста - ведь с этого и начинается путь становления железнодорожником, если мы говорим о поездной работе, конечно. На помощника машиниста либо учат четыре года в железнодорожных техникумах, куда уходят после 9 класса, либо на специализированных курсах в учебных центрах ОАО «РЖД». Последние доступны уже тем, кто стал взрослой и зрелой личностью (иначе говоря достиг 18 лет), там уже срок обучения сравнительно небольшой - около 6 месяцев.

После завершения обучения следуют дублерские поездки. Это когда новоиспеченный помощник едет вместе с локомотивной бригадой в кабине, смотрит за их работой и слушает их указания. Ну а после этого помощнику вручается удостоверение и начинается работа с выполнением своих обязанностей (про них я в принципе довольно много, хоть и по отдельности, в статьях рассказывал).

-2

Дальнейшая дорога: путь в машинисты

И вот наш помощник катается на электровозе, тепловозе или электропоезде, но вдруг захотелось ему и зарплату побольше, и ответственности, и поездом самому управлять (хотя на деле машинисты вполне могут посадить опытного помощника за органы управления, правда под свою ответственность). Для всего этого нужно сделать две вещи: во-первых дополнительно отучиться и получить права управления, а во-вторых, сдать экзамен на машиниста в своём депо.

При наличии достаточного стажа, а также отсутствия за нашим помощником косяков со стороны начальства (а их можно схватить довольно легко, банально выйдя на пути и забыв про светоотражающую спецовку), по решению штата машинистов-инструкторов, заместителя начальника по эксплуатации и начальника депо, помощника отправят от депо учиться на машиниста (то есть получать права управления).

Вот структура депо. Обратите внимание на левую часть (ветку зам. начальника по эксплуатации).
Вот структура депо. Обратите внимание на левую часть (ветку зам. начальника по эксплуатации).

Что касается стажа работы, то если очень усреднённо, то обычно это пять-шесть лет. За это время работник набирается опыта, зарабатывает репутацию среди инструкторов и начальства. Последнее меньше всего хочет видеть на должности машиниста какого-нибудь дурачка или косячника, за которого с них же, в случае чего, и спросят. Поэтому отправят учиться на права далеко не всех помощников.

Однако, помощник с правами управления - это всё ещё не машинист. На должность машиниста ещё должны назначить, то есть отправить сдавать на эту должность. Здесь также есть преграды, во-первых, в каждом депо есть определенное количество рабочих мест для машинистов, которые, разумеется, чаще всего заполнены. Текучка кадров среди машинистов будет поменьше, чем у помощников, поэтому надо либо ждать пока кого-то повысят или переведут в другое депо, либо кто-то уйдёт на пенсию, ну либо уволится по каким-то причинам.

Машинист электровоза ВЛ60К-416/623 Александр | Автор фото: evgen tch2
Машинист электровоза ВЛ60К-416/623 Александр | Автор фото: evgen tch2

Когда освободилось место, вновь начинают играть роль такие важные вещи, как репутация и стаж. Не стоит также забывать и про конкуренцию, она, правда, касается стажа - если есть два помощника с правами и стажем по 5 и 7 лет, то возьмут человека с большим стажем. Ну а что касается косяков и общей технической грамотности, то, вновь повторюсь, косячника или не самого умного человека на должности машиниста не хочет видеть никто.

Ну а после сдачи внутреннего экзамена на должность машиниста, следуют уже поездки с машинистом-инструктором, ну а далее уже полноценная работа в новой должности.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-5