Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Пожалуй вы знаете, что в кабине любого локомотива или электропоезда есть два рабочих места - для машиниста и помощника машиниста. Ну и думаю также понятно, по названию, кто из них непосредственно ведёт поезд и отвечает за всё, что происходит с последним. Возможно вам будет интересно, каким образом помощник машиниста превращается в машиниста, и что для этого ему нужно сделать. В этой статье - расскажу.
Но для начала пару слов о том, как становятся помощниками машиниста - ведь с этого и начинается путь становления железнодорожником, если мы говорим о поездной работе, конечно. На помощника машиниста либо учат четыре года в железнодорожных техникумах, куда уходят после 9 класса, либо на специализированных курсах в учебных центрах ОАО «РЖД». Последние доступны уже тем, кто стал взрослой и зрелой личностью (иначе говоря достиг 18 лет), там уже срок обучения сравнительно небольшой - около 6 месяцев.
После завершения обучения следуют дублерские поездки. Это когда новоиспеченный помощник едет вместе с локомотивной бригадой в кабине, смотрит за их работой и слушает их указания. Ну а после этого помощнику вручается удостоверение и начинается работа с выполнением своих обязанностей (про них я в принципе довольно много, хоть и по отдельности, в статьях рассказывал).
Дальнейшая дорога: путь в машинисты
И вот наш помощник катается на электровозе, тепловозе или электропоезде, но вдруг захотелось ему и зарплату побольше, и ответственности, и поездом самому управлять (хотя на деле машинисты вполне могут посадить опытного помощника за органы управления, правда под свою ответственность). Для всего этого нужно сделать две вещи: во-первых дополнительно отучиться и получить права управления, а во-вторых, сдать экзамен на машиниста в своём депо.
При наличии достаточного стажа, а также отсутствия за нашим помощником косяков со стороны начальства (а их можно схватить довольно легко, банально выйдя на пути и забыв про светоотражающую спецовку), по решению штата машинистов-инструкторов, заместителя начальника по эксплуатации и начальника депо, помощника отправят от депо учиться на машиниста (то есть получать права управления).
Что касается стажа работы, то если очень усреднённо, то обычно это пять-шесть лет. За это время работник набирается опыта, зарабатывает репутацию среди инструкторов и начальства. Последнее меньше всего хочет видеть на должности машиниста какого-нибудь дурачка или косячника, за которого с них же, в случае чего, и спросят. Поэтому отправят учиться на права далеко не всех помощников.
Однако, помощник с правами управления - это всё ещё не машинист. На должность машиниста ещё должны назначить, то есть отправить сдавать на эту должность. Здесь также есть преграды, во-первых, в каждом депо есть определенное количество рабочих мест для машинистов, которые, разумеется, чаще всего заполнены. Текучка кадров среди машинистов будет поменьше, чем у помощников, поэтому надо либо ждать пока кого-то повысят или переведут в другое депо, либо кто-то уйдёт на пенсию, ну либо уволится по каким-то причинам.
Когда освободилось место, вновь начинают играть роль такие важные вещи, как репутация и стаж. Не стоит также забывать и про конкуренцию, она, правда, касается стажа - если есть два помощника с правами и стажем по 5 и 7 лет, то возьмут человека с большим стажем. Ну а что касается косяков и общей технической грамотности, то, вновь повторюсь, косячника или не самого умного человека на должности машиниста не хочет видеть никто.
Ну а после сдачи внутреннего экзамена на должность машиниста, следуют уже поездки с машинистом-инструктором, ну а далее уже полноценная работа в новой должности.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!