Цвет безмятежного неба и величественного океана, колорит угасающей надежды, ностальгических воспоминаний и романтических мечт – это лишь малая толика смыслов, которую несут в себе синие оттенки.
Кажется, что синий был с нами с древности и всегда наделялся позитивной коннотацией.
Но, опираясь на то, что синие тона относительно редко можно встретить в изобразительном искусстве Античности, а главное, на лексику древнегреческого и латинского языков, филологи позапрошлого века выдвинули предположениение, что греки, а вслед за ними и римляне, вообще не различали синий цвет.
Заявление, конечно, спорное, но, все же, заставляющее задуматься.
Тем не менее, если римляне все-таки различали синий цвет, то относились они к нему в лучшем случае равнодушно, а в худшем — враждебно.
Это и понятно: синий для них был главным образом цвет варваров, кельтов и германцев, которые с целью устрашения врагов основательно расписывали свои тела синей краской .
В Риме синюю одежду не любили, она считалась эксцентричной и ассоциировалась с трауром.
Голубые же глаза считались чуть ли не физическим недостатком и символом порока.
Египтянам, напротив, удалось создать синие и сине-зеленые оттенки дивной красоты, их часто использовали в погребальных ритуалах для защиты усопшего в загробном мире.
Египтяне верили, что синий цвет приносит благополучие и отгоняет злые силы. Для них синий – это цвет неба, Нила, сотворения мира и божественного промысла.
В Европе синий начинает свою экспансию в период Средневековья - он пробирается в церковь и прочно укореняется там. Его можно увидеть на витражах, эмалях, алтарных образах и в облачениях священников.
В это время синий уже перестает быть второстепенным и редко используемым цветом. Отношение к нему изменяется на прямо противоположное: синий становится модным, аристократичным и даже прекраснейшим из цветов.
А главное, он постепенно становится атрибутом скорбящей Богоматери. Широчайшее распространение культа Пресвятой Девы приводит к тому, что синий оттенок занимает все большее место в художественном творчестве, а во время реконструкции базилики Сен-Дени, мастера витражей создают знаменитый цвет, который впоследствии будет увековечен под названием «синий цвет Сен- Дени».
Синий также появляется и на гербе французского короля. Лазурный щит, усыпанный золотыми лилиями – так выглядел этот геральдический символ.
С этого момента в истории синего появляется еще один эпитет – королевский.
С художественных подмостков синий перебирается и на литературные. В гигантском анонимном романе «Персефорест», законченном незадолго до середины четырнадцатого столетия появляются персонажи, окрашенные в синий. В произведении действуют Синие рыцари — отважные, верные, благородные.
В это время синий становится цветом высокой морали, он уже считается красивым цветом и вступает в активную конкуренцию с красным. Окончательную победу синий одержит в XVIII веке, когда он будет назван любимым цветом европейцев, цветом прогресса, просвещения, заветных чаяний и желанных свобод человечества.
Наука, искусство и общество единодушно провозгласят синий главным цветом и синонимом Цвета вообще, каким был когда-то красный.
Тогда же с легкой руки Гете, одевшего своего героя в романе «Страдания юного Вертера» в сине-желтый костюм, Европу захватит мода на синие одежды.
Необычайный успех романа и начавшаяся затем «вертеромания» приведут к тому, что многие молодые люди, подражавшие безнадежно влюбленному герою Гете, станут носить синие фраки или камзолы, комбинируя их желтыми жилетами или панталонами.
Синий во всей гамме своих оттенков, во всем богатстве своих достоинств воспевается и литературой романтизма. Но самый прекрасный среди оттенков синего — голубой. Романтизм окружает голубой цвет беспредельным почтением и почти религиозным поклонением.
Голубой цвет повсюду наделяется всяческими поэтическими достоинствами. Он становится цветом любви, меланхолии и мечты.
Кроме того, то тут, то там всплывают сюжеты народного фольклора, в котором увлекательные легенды и истории про лесных фей, с давних пор именуются «голубыми сказками», а некое идеальное, редкое и неуловимое существо — «Синей Птицей».
Сложно охватить все художественные смыслы синего в небольшой статье. Здесь стоит вспомнить гениального Яна Вермеера и его талант работы с синим колоритом,
великого Пабло Пикассо с его голубым периодом,
творческое объединение «Синий всадник» и его идейного вдохновителя Василия Кандинского, назвавшего синий символом прозрения и колоритом Бога,
трогательного Марка Шагала, считавшего синий цветом души, истинной любви и божественных откровений.
Но апофеозом бенефиса синего в современном искусстве станет рождение художником своего собственного колорита. Да, именно так. Ив Кляйн – первый мастер перфоманса, посвятивший свою творческую жизнь синему колориту.
Художник мечтал сохранить на холсте особый оттенок ультрамарина, который был виден только в сыром пигменте и исчезал при засыхании.
В итоге, он нашел синтетическую смолу, помогавшую добиться нужного эффекта при смешивании с краской, и запатентовал собственный цветовой состав — International Klein Blue (IKB), который в дальнейшем использовал более чем в 200 своих работах.
Теперь на выставках современного искусства часто можно встретить ультрамариновые картины Кляйна. Художник использует «живые кисти» - обнаженные тела девушек, покрытых краской.
Оставляя следы своих прекрасных тел на полотнах, расстеленных на полу, они рождают шедевры.
Антропологическими работами Ива Кляйна вдохновилась креативный директор дома «Celine» Фиби Файло, создавая свою последнюю на этом посту весенне – летнюю коллекцию. Это один из множества примеров, когда искусство и мода идут рука об руку, вдохновляя и заигрывая друг с другом, а цвет является незаменимым помощником такого содружества.
Конечно, кроме исторических и художественных кодов синего еще важны психологические смыслы его оттенков и их комбинаторика, но об этом в следующей статье…
Продолжение о психологических смыслах синего колорита читайте здесь...
о синем в моде и его комбинаторике с другими колоритами...
Буду благодарна за поддержку статьи в виде лайка и рада Вас видеть среди подписчиков канала. Если у Вас возникли вопросы, их можно задать в комментариях, по возможности, я обязательно отвечу.