Найти тему
Немного Историк

Велика ли роль музыки в протестном движении?

Одним из способов стимулирования населения для участия в протестных акциях является работа с субкультурой протеста. Под субкультурой протеста понимается деятельность лидеров протестных движений по популяризации протестного поведения через создание символов, атрибутики и чувства сопричастности к чему-то монументальному. В отечественных источниках субкультура протеста не рассматривается как самостоятельный и значимый компонент в организации протестных акций, однако практика говорит об обратном.

Уверен каждый слышал выражение "протестная музыка". Ощущение драйва на протестных акциях сравнимо с ощущениями во время концертов, оттуда музыка так хорошо ложится в основу митингов и массовых акций протеста.
Уверен каждый слышал выражение "протестная музыка". Ощущение драйва на протестных акциях сравнимо с ощущениями во время концертов, оттуда музыка так хорошо ложится в основу митингов и массовых акций протеста.

Важную роль в формировании субкультуры протеста играют музыкальные исполнители. История знает прецеденты, когда музыкальная композиция или творчество определенных исполнителей становилось символом национально-освободительного движения. Ярким примером роли музыки в протестном поведении могут послужить события, происходившие в прибалтийских республиках СССР в 1987-1991 гг., когда протестующие пели национальные песни на митингах, демонстрируя стремление Латвии, Литвы и Эстонии к суверенитету.

Кадры "Поющей революции" в Эстонии.
Кадры "Поющей революции" в Эстонии.

Примечательно, что события, происходившие в тот момент, получили название «Поющая революция». К примеру, эстонские демонстранты исполняли песню Ei ole üksi ükski maa (Ни одна страна не стоит в одиночестве), ставшую гимном ненасильственного политического протеста в постсоветском пространстве. Хотя, изначально в песне подразумевалась борьба с загрязнением страны.

Нередки случаи, когда музыканты, пишущие песни иносказательно, показывают положение дел в стране, и в стихотворной форме при помощи иронии, сатиры и метафор, косвенно призывают своих слушателей изменить сложившуюся в государстве социально-политическую ситуацию. В 1976 году известная в Советском Союзе группа «Машина времени» выпустила композицию «Марионетки», в которой под образами кукол зайцев, волков и тигров, выступающих в цирке, скрывалась аллюзия на состояние застоя в стране, несменяемости власти и отсутствие новых политиков в партийной номенклатуре.

Этот красивый модник никто иной как Андрей Макаревич. Как же он хорош!
Этот красивый модник никто иной как Андрей Макаревич. Как же он хорош!
Кукол дергают за нитки,
На лице у них улыбки,
И играет клоун на трубе.
И в процессе представленья
Создается впечатленье,
Что куклы пляшут сами по себе.
Машина времени "Марионетки"

(Советую почитать весь текст песни, там отсылки более явные)

После длительного перерыва, рост социально-политического напряжения и протестного потенциала в обществе вернул к жизни политическое значение музыки. Так, в 2013 году российскими музыкантами, разделяющими идеи протестного движения, был создан «Белый альбом», куда вошли более 200 композиций в различных стилях.

Соответствуя новым реалиям и предпочтениям молодежи, наиболее «протестным» музыкальным направлением стал рэп. Многие остросоциальные композиции отдельных рэп-исполнителей, таких как «Face», «Noize MC», «Лигалайз», «Каста», «Oxxymiron» популярны в оппозиционной среде.

Приведу пару примеров:

Noize MC "Иордан"

-4
Он обвиняет врага и в стучащих зубах, и в узорах на окнах
Мол из-за врага не спешат возвращаться назад перелётные стаи
И чем дольше он говорит, тем сильней и страшней натиск ветров холодных
Но ледники растают, ледники растают!

Думаю, не нужно объяснять, кто подразумевается под "Он". Отрывок трека, своего рода, рефлексия по безумному бряцанию оружием и построению железного занавеса вокруг вполне определенной страны.

Face "Ворованный воздух"

-5
Мне предлагали деньги, они были в нашей крови
Чтоб рекламировать всех тех, кто нас в ней утопил
Кто согласился, я клянусь, что не подам им руки
И все артисты делятся на «я» и «корпоратив»

Тут мне добавить нечего, все вполне однозначно.

Иногда отсутствие в текстах песен прямых ссылок на социально-политическую ситуацию в стране, восполняют яркой визуальной подачей посредством клипов, как это делают музыкальные коллективы «IC3PEAK», «АИГЕЛ», «Shorparis» и др.

Отрывок из клипа IC3PEAK "Смерти больше нет". Интересный концепт, на мой взгляд.
Отрывок из клипа IC3PEAK "Смерти больше нет". Интересный концепт, на мой взгляд.

Музыка на протяжении истории была неотъемлемой частью жизни личности. Слушая музыкальные композиции, человек не только наслаждается звучанием, но и ассоциирует свое душевное состояние с определенными мотивами и текстовым содержанием. Наверное, поэтому, роль музыки в протестных движениях достаточно велика. Наибольшей популярностью в современности пользуются те исполнители, которые попадают в "нерв" поколения, отражая в своей музыке основные запросы общества. Треки "Перемен" и "Группа крови" подарили Цою бессмертие, теперь посмотрим, насколько песни этих ребят созвучны с настроением молодежи.

Благодарю за прочтение статьи и призываю подписаться на канал. Обычно я тут рассказываю веселые истории про разных королей и императоров, но иногда могу позволить себе отойти от темы. Надеюсь Вам понравилось.

С любовью и уважением, Автор