Найти в Дзене

Крымская соль земли

Человеку, пишущему стихи, очень трудно подчас бывает писать рецензии на поэтические сборники собратьев по перу. С одной стороны, чем лучше знаешь чужое творчество, тем более к нему неравнодушен. С другой стороны, привычка к анализу поэтического текста нередко мешает просто наслаждаться стихами. С третьей стороны, может вмешаться и такое малопочтенное чувство, как зависть. Далеко не всегда поэты способны по достоинству оценить чужое творчество именно потому, что понимают: ТАК им лично написать не было дано — и дано не будет. Тем радостнее было мне чувствовать, что если я и завидую Нике Батхен, то исключительно белой завистью. Ну да, так, как она, я не писал, не пишу и писать не буду. Только это вовсе не повод для огорчения! Ведь не печалится же человек, что не летает, как птица, и не плавает, как рыба — если он, конечно, не островская Катерина. А ведь Ника Батхен пишет свои стихи точно так, как летает птица или плавает рыба. То есть совершенно естественно, непринужденно и ненапряжно. Ст

Человеку, пишущему стихи, очень трудно подчас бывает писать рецензии на поэтические сборники собратьев по перу. С одной стороны, чем лучше знаешь чужое творчество, тем более к нему неравнодушен. С другой стороны, привычка к анализу поэтического текста нередко мешает просто наслаждаться стихами. С третьей стороны, может вмешаться и такое малопочтенное чувство, как зависть. Далеко не всегда поэты способны по достоинству оценить чужое творчество именно потому, что понимают: ТАК им лично написать не было дано — и дано не будет.

Тем радостнее было мне чувствовать, что если я и завидую Нике Батхен, то исключительно белой завистью. Ну да, так, как она, я не писал, не пишу и писать не буду. Только это вовсе не повод для огорчения! Ведь не печалится же человек, что не летает, как птица, и не плавает, как рыба — если он, конечно, не островская Катерина.

А ведь Ника Батхен пишет свои стихи точно так, как летает птица или плавает рыба. То есть совершенно естественно, непринужденно и ненапряжно. Стоп-стоп, не надо говорить мне о том, сколько всего стоит за творческим трудом поэта! Сам знаю. Потому и беру на себя смелость писать сейчас то, что пишу. Никины стихи совершенно не хочется анализировать с этой точки зрения. Да и с другой не хочется. Их хочется просто читать — и радоваться, что такие Поэты еще не перестали посещать наш мир в его минуты роковые.

Мое неравнодушие к творчеству Ники Батхен в данном случае складывается, или даже умножается, любовью к главному герою ее нынешнего сборника — Крыму. Как крымчанину по духу, мне необыкновенно приятно прикасаться взглядом к строкам, которые впитали душу полуострова. Вот сказать, какая она и из чего состоит, не могу! Зато могу смело ответить любому, кто спросит, как ее почувствовать. Да просто взяться за «Крымскую соль»! Ой, чую я, что соль-то непростая, а та, которая земли…

«Феодосия — барышня с белым зонтом. //Симферополь — профессор в очках и с котом, // Ялта-мэм — новосветская львица. // Старый Крым кажет кукиш и курит табак, // Симеиз голытьбу собирает в кабак, // Коктебель не устал веселиться». В этих шести строчках — самая-самая крымская картинка. Можно подбирать городам-персонажам другие костюмы и роли, можно называть их иначе. А вот смешение эпох и народов, характеров и судеб все равно будет одно и то же — неразрывное, разноцветное и трагическое. Крымское.

И не только крымское. В аннотации к сборнику справедливо сказано: это не просто книга, а книга-путешествие. Под одной мягкой обложкой уместились все пути мира. В Ирландию, в Сибирь, в Рязань, в Колорадо, в Бог весть какие еще края… И все — лежат через Крым. Даже если это невозможно в скучной традиционной географии.

Потому что эти пути — не через пространство, но через время. То, которое Время. Здесь двадцатые годы ХХ столетия встают плечом к плечу со 2020-ми. Здесь белый офицерский китель пятнает та же зелень травы и та же кровь, что и пилотку партизана. Здесь хипповская Лисья бухта уживается с церемонной чеховской Ялтой, и ни одна не стесняется своей соседки.

Наверное, это происходит потому, что в каждом времени, каждой эпохе и каждом событии Ника Батхен видит не то, что отличает их, но прежде всего то, что роднит.

Так умеют немногие. Так дано не всем. Так и только так и нужно писать стихи. А еще мне очень нравится, что у Ники Батхен в этом сборнике очень часто одна строка — одно предложение. Коротко и понятно. И емко.

И да, открывается сборник стихотворением «Право собственности». С таким финалом: «Крым — наш с тобой. И родина — моя». Именно так!

Ника Батхен «Крымская соль». Издательство «Нюанс», Таганрог, 2023 год.

#книги

#книжный гэндальф

#блог о книгах

#литература