Преимущества и недостатки сельской жизни
Не прошло и недели, а я опять про деревню. Только теперь не американскую, а самую что ни на есть русскую, традиционную.
Валентина Матвиенко призвала "популяризировать сельскую жизнь среди молодежи. ... здесь было бы полезно активнее использовать интернет-площадки. Сегодня есть уже целое движение сельских блогеров, которое нужно поддерживать".
У нас каких только блогеров не бывает - на любой вкус. Вот теперь и блогеры-почвенники о себе заявили. Да ладно - чем бы дитя ни тешилось. Поговорим лучше про сельскую жизнь. Тем более, что в последнее время стоны о смерти российской деревни слышны все громче, а желание раздать всем подряд участки под индивидуальные домики - все сильнее.
С точки зрения экономики сельская жизнь очень дорого обходится государству по расходам, да и в доходной части - одни убытки. Сравните, например, бюджет сельского и городского поселения в любом регионе в пересчете на одного жителя. Окажется, что на сельского жителя приходится в 4-5 раз больше бюджетных трат чем на горожанина. Может быть, селяне производят что-то такое ценное и уникальное, раз мы их фактически содержим? Сельское население – 25% от всей России. Сельское и лесное хозяйство по данным Росстата дает 3,8% от ВВП России. Допустим на сельских территориях еще генерится какая-то часть денег от торговли, домашних хозяйств, образования и здравоохранения, но в сумме никак не больше 7-8% ВВП создает 25% населения. И такая пропорция характерна для сел и станиц в благоприятном климате – где-нибудь в Краснодарском крае, а среднерусская деревня в Псковской области сегодня не производит практически ничего. Только сосет из бюджета.
Зачем государству такая деревня? Вы скажете - а как же продовольственная безопасность и вот это вот всё. Я открою тайну – сегодня чтобы работать в агросекторе, совсем не обязательно жить в деревне. Это 100 или 1000 лет назад крестьянин выходил из хаты и оказывался сразу на рабочем месте. Сегодня любой работник эффективного агрохолдинга едет на свое рабочее место также как и горожанин. Тракторист едет на МТС, где стоит его комбайн, доярка едет на ферму хотя бы потому, что у фермы 500 метров санитарно-защитная зона и возле нее жить запрещено. А значит совершенно нет необходимости жить в глухой деревне, можно жить в небольшом городе и оттуда добираться до своего сельского места работы за 15-20 минут без пробок либо на своем транспорте, либо на общественном, что все равно будет быстрее чем в крупном городе.
В социальном плане на селе тоже ничего особо хорошего. В деревне безусловно есть столь любимые российским урбанистом сообщества, вот только они до сих пор сохраняют общинные традиции, а значит очень консервативны и иерархичны. Что бы ты ни делал, про тебя все известно и у лидеров сообщества, которых иногда еще называют babUshka, про тебя есть свое безапелляционное мнение - не оспоришь. Конечно, если зимой пьяный в сугробе заснул - сообщество тебе замерзнуть не даст - до дома донесут. И на водку деньгами в долг всегда помогут, а если негде водку купить, то натурой (самогоном, а не той, о которой вы, городские, подумали) обеспечат. И с голоду пропасть не дадут - русский сельский Мир - это сила!
Но, с другой стороны, о твоей личной жизни сообществу известно гораздо больше, чем всесильному товарищу майору из ФСБ. Ни налево сходить, ни о странном подумать. Сообщество в лице babUshka будет ежедневно напоминать тебе основы подобающего поведения и скрыться от этого не удастся, даже отключив сотовый телефон или затерев свой цифровой след.
Тут надо бы упомянуть, что деревня, в которую посылает молодежь сенатор Валентина Ивановна, она ведь очень разная; в старорусских регионах - одна, в Сибири - другая, на Севере - третья. На юге есть и казацкие станицы численностью по 30-40 тысяч человек, и горные дагестанские или балкарские деревни. Но у всех этих, таких разных сообществ есть одно общее свойство – они крайне настороженно относятся к чужакам. Еще лет 30 назад в период перестройки у зрелой интеллигенции возрастом 50+ был довольно популярен исход в деревню, где университетские профессора обучали детей нарождавшегося среднего класса - фермеров и владельцев лесопилок. Кое-где подобный симбиоз вполне бесконфликтно существовал. Но уже сейчас молодые айтишники предпочитают строить собственные «деревни», совершенно не вступая в контакт с традиционным сельским социумом. Судьба подобных «деревень» - недолговечна.
Валентина Ивановна советует блогерам «на простом, понятном для молодого поколения языке рассказать о преимуществах жизни на селе, сломать старые стереотипы и предубеждения».
Молодому поколению во все времена остро нужны были новые контакты. Это Валентина Ивановна на склоне лет может позволить себе сидеть на завалинке и общаться только с парой коллег по партии, да с детьми по скайпу. Она уже все что могла – заработала непосильным трудом. А молодой человек, тем более, строящий карьеру, каждый день ищет новых знакомств, интересного, и главное – полезного общения. С кем ты будешь общаться в деревне? С 2-3 семьями таких же социопатов?
Наверное, в деревне можно заниматься разным полезным – не только сельским хозяйством. Можно рисовать, писать/копирайтить, программировать, работать руками и вообще всячески продвигать креативные индустрии. Проблема возникает, если вдруг приходится что-то менять. Например, не пошло креативное творчество, не приходит муза и нужно просто пойти на работу, чтобы в доме были деньги - выбор профессий на селе невелик. В традиционном селе, конечно, а не в том, которое нарисовалось в голове у Матвиенки.
А если вы уже работаете в школе, администрации, на почте или даже в агрохолдинге, и на работе не заладились отношения с коллективом - работу сменить не на что. Город отличается от деревни широким спектром возможностей – познакомиться с полезными людьми, найти или поменять работу, друзей и даже любимого человека, а тем более - спрятаться, проще, когда выбор – больше. В деревне же выбора практически нет: хорошей школы нет, привычных магазинов нет, культурной жизни тоже уже нет. Теперь, правда, есть доставка разнообразных товаров, но во многих ли деревнях уже открылись пункты выдачи Озона или дикой ягодки? Особенно печально, что в деревне в принципе нет барно-ресторанно-кофейной культуры. То есть того самого тыквенного латте – не попьешь с утра.
Если вы дочитали до этого места и вам уже не хочется в деревню, наши чиновники предлагают новую идею - как стать крепостным в городе с самого юношества. Вам еще и доплатят. Читайте здесь.
Неужели все так безнадежно? О каких же преимуществах жизни на селе ведет речь Матвиенко?
Наши урбанисты стали делать мастер-планы теперь уже для сельских территорий. Вот в одном таком мастер-плане я и нашел список «преимуществ: богатая природа — горы, водопады, леса и заповедники; интересные достопримечательности…; аутентичная историческая среда, заметный туристический потенциал, активное предпринимательство и развивающееся сельское хозяйство». Если поспрашивать у гугла и яндекса, к списку прибавятся чистая вода и воздух, тишина, натуральные продукты, умиротворенный образ жизни и приятные мелочи типа возможности пойти на рыбалку в тапочках или за ягодами пешком. Если совсем глубоко копнуть, надо добавить свободу ходить в труселях (и даже без) по своему участку, отгородившись от человечества высоким забором, или справить нужду под любым кустом, о чем говорится в известном четверостишии. Но это – на любителя.
Еще упоминается сомнительное преимущество под названием свой огород, погреб и скотина, которые повышают «уверенность в завтрашнем дне». Но мне кажется, такое дно современная молодежь не очень рассматривает как перспективу, так что на огороде останавливаться не будем. Остальные плюсы разберем по порядку.
Богатая природа а) не везде – например ее нет где-нибудь в оренбургских степях, б) полна комаров, мух, а в последнее время еще и клещей и главное – не является эксклюзивным элементом деревни. Она может быть и в пешеходной доступности от любого малого и не очень малого города, а при должном внимании к планированию (не в России, к сожалению) ее возвращают в пределы любых городов.
Чистая вода и воздух. В идиллической деревне, которая живет святым духом, наверное, так оно и есть. А в реальной есть коровники, склады удобрений и прочие издержки сельхозпроизводства. Каждый, кто хоть раз оказывался вблизи крольчатника или зверофермы, никогда не забудет запах этого чистого воздуха. Даже в идеальной деревне родниковая вода может быть с примесью железа, что и для здоровья не полезно и в быту неудобно. А еще в деревнях бывают скотомогильники. Информация о многих из них "утеряна", так что купленный вами тихий участок на краю села вполне может оказаться участком на кладбище. Коровьем.
Аутентичная историческая среда. Отчасти имеет место быть. Упомянутый мастер-план – он про дагестанскую деревню. Российская деревня, где жила бабушка моей жены, упоминается в хрониках XVII века, хотя внешне эта древность никак не проявляется. Возможно, историчностью может еще похвастаться деревня на российском севере - с ее пятистенными домами с высоким подклетом. Но в целом с точки зрения исторической среды любой город даст среднестатистической деревне 100 очков вперед.
Заметный туристический потенциал. В тех странах, где сельский туризм развит, он выполняет функцию обеспечения занятости избыточных трудовых ресурсов дешевой работой. Чтобы такой бизнес на туристах был выгоден предпринимателям, надо снизить налоги практически до нуля, – например в Литве владельцы сельских усадеб могут купить лицензию хоть на одну неделю и налоги никакие вообще платить не нужно. Мечтая о доходах с туризма в целом, надо помнить, что это сегодня десятые доли ВРП любого субъекта РФ и в лучшем случае они могут вырасти до 2-3% в которых собственно сельский туризм сам по себе будет занимать не более 5% - слёзы.
Натуральные продукты. Не надо забывать, что те же самые продукты вы можете купить на рынке малого или среднего города – если в округе развито сельское хозяйство и администрация хоть немного старается помочь независимой рыночной торговле. Мне вот повезло, я живу в одном из самых привлекательных для агробизнеса регионов, да к тому же тут еще и реальное фермерство развито. Мясо, овощи, россыпь сыров, и такую экзотику как натуральную спаржу или перец халапеньо я покупаю на рынке. Если бы я выращивал все это сам – не факт, чтобы выросло, а вот время потратил бы – годы.
Спокойный образ жизни, тишина, отсутствие визуального дискомфорта – этого не отнимешь. Вопрос лишь в том – ценно ли спокойствие для молодежи? Традиционно о спокойствии задумываются люди, чего-то уже достигшие в жизни, набегавшиеся по миру. Большинству тинэйджеров нужна движуха, драйв. Какой драйв в деревне? Поделитесь в комментариях.
Подытожим – сельская территория требует от государства значительных вложений, приносит мало доходов, предоставляет мало возможностей для заработка, отдыха и карьеры, и не особо привлекательна для молодых растущих организмов, если они конечно не социофобы. И даже социофобам лучше уж сразу в лесники или смотрители маяка – так и романтичнее и с деревенским сообществом не надо контактировать.
В заключение – спойлер. Чего больше всего сегодня не хватает России? Нет – не денег. Людей! В ближайшие годы мы будем терять от полумиллиона до миллиона человек ежегодно в результате отрицательного прироста населения и возможный перелом этой тенденции теряется в туманном будущем.
Очень распространен миф, основанный в основном на статистике России XIX века, о том, что жизнь в сельском доме, в деревне способствует рождаемости – в избе, мол, каждый год баба приносит по румяному розовощекому карапузу, а в городской однушке родятся чахлые задохлики, да и то если случайно и единоразово. И как следствие – чтобы повысить рождаемость надо население в фертильном возрасте в эту саму деревню отселить.
Вранье это и манипуляция. Об этом – с цифрами и доказательствами – как-нибудь в другой раз. И если вы после всего написанного еще мечтаете об индивидуальном домике с огородиком, как-нибудь расскажу, где такой домик покупать можно, а где – намучаетесь и сбежите обратно в городскую квартиру.